Трудовая миграция

Что представляет собой трудовая миграция в России

Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.

Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Легальная

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

Временная

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов

Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:

  1. Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
  2. Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
  3. Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
  4. Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.

Статистика и показатели в настоящее время

МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.

Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.

Последствия трудовой миграции

Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.

Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.

Трудовая миграция

Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации — Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.

Международная трудовая миграция может носить постоянный характер, т.е. она связана с переездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носят трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени (в этом случае используется термин «гостевые рабочие», от нем. gastarbeiter); сезонная миграция; миграция приграничных рабочих («фронтальеров»). Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая определяет термин «трудящийся-мигрант» как лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.

Цели политики в области трудовой миграции, вытекающие из общепризнанных международных норм: реализация права граждан на свободу перемещений; содействие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальных рынках труда; повышение благосостояния трудящихся; предотвращение утечки интеллектуального потенциала страны за границу; защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания.

Общее понятие трудящегося-мигранта в конвенции конкретизируется в определениях отдельных категорий мигрантов. Выделены приграничные мигранты, вынужденные на пути на работу или домой регулярно – ежедневно или реже – пересекать государственную границу; сезонники; «моряки», рыбаки – лица, нанятые для работы на судах; работающие по найму на основе контракта и некоторые др. К трудящимся-мигрантам конвенция относит также и мигрантов, работающих не по найму, которые являются трудящимися-мигрантами, занимающимися вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору по найму, и которые обеспечивают за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любых иных трудящихся-мигрантов, работающих не по найму, в соответствии с применяемым законодательством государства работы по найму или двусторонними или многосторонними соглашениями. Именно этот вид трудовой миграции широко распространен сегодня в странах СНГ.

Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических, сколько как социальных субъектов.

Причинами международной трудовой миграции являются: неравномерность мирового экономического развития; неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами; дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах и др.

Мировыми центрами притяжения иммиграционной рабочей силы являются: США, Австралия, страны Западной Европы (Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды), нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Кувейт, Оман), страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Бруней, с недавних пор Южная Корея).

Трудовая международная миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах.

Международная трудовая миграция является распространенным явлением — по данным МОТ, ежегодно в поисках работы в мире перемещается около 20 млн. легальных мигрантов, а в процессе международной миграции участвует более 100 стран мира. В середине 1990-х гг. численность экономически активных иностранцев в зарубежных странах составляла от 36 до 42 млн. человек, а с учетом членов их семей — 80 — 97 млн.

Миграция работников из развивающихся стран в развитые страны постоянно росла в послевоенный период и к концу 1980-х гг. составляла не более 4,2% от общего уровня рабочей силы промышленно развитых стран (на США приходилась основная масса этого роста — более 80% новых мигрантов из развивающихся стран, в то время как на Канаду и Австралию приходилось 10%). В Европейском союзе мигранты в основном были сосредоточены во Франции, Германии, Италии и Великобритании. В период после 1990-х гг. количество лиц, прибывающих из развивающихся стран, возрастало намного более высокими темпами, чем из других стран, и мигранты из них составляют почти 60% всех трудящихся-мигрантов в развитых странах.

Примерно половина всех зарегистрированных мигрантов перемещаются из одной развивающейся страны в другую. Например, отмечаются крупные потоки из Гаити в Доминиканскую Республику, из Буркина-Фасо в Кот-дИвуар, из Египта в Иорданию, из Индонезии в Малайзию либо в Аргентину из соседних стран. Около 2 млн. азиатских работников покидают ежегодно свои страны в поисках работы в других странах в этом же или в других регионах на условиях краткосрочных контрактов занятости.

Общие масштабы этих потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль и не все из них сообщают о потоках трудовой миграции, но это явление, несомненно, имеет существенные и растущие мае- штабы. Предполагается, что в настоящее время во всем мире насчитывается более 80 млн. экономически активных мигрантов, из которых примерно 30 млн. человек работают в развивающихся странах.

Международные мигранты — это работники различной квалификации. Верхнюю строчку в этом списке занимают специалисты и управляющие, которые перемещаются в рамках внутренних рынков труда транснациональных корпораций при расширении торговли или направлении прямых иностранных инвестиций. Эти так называемые «перемещенные лица внутри компаний» все чаще встречаются в более динамичных районах мира, куда они приносят с собой новые способы производства и управленческие методы. Три четверти таких работников переводятся из одной богатой страны в другую, особенно через Атлантический океан, в то время как остальные в основном перемещаются между новыми индустриальными странами в Восточной Азии и Южной Америке. Помимо перемещения в рамках этих внутренних рынков отмечаются и крупные потоки специалистов и высококвалифицированных работников, которые обладают квалификацией в таких областях, как информационные и телекоммуникационные технологии, здравоохранение, образование, морской и воздушный транспорт, журналистика и коммуникация, а также индустрия развлечений.

Тем не менее ведущее место в современных миграционных потоках занимают работники, меняющие место жительства с целью заполнения рабочих мест, не требующих квалификации, в тех нишах рынка труда, которые оставляют свободными работники принимающей страны, перемещающиеся на лучшие рабочие места.

Читайте также:  Особенности проверки временной регистрации на подлинность в 2020 году

Существует много способов определения категорий трудящихся-мигрантов на основе их мотивов, квалификации, возраста, специальности или расстояния от страны происхождения. Критерии, которые чаще всего при этом применяются, основаны на предполагаемой продолжительности пребывания, что отражает положение, в соответствии с которым контроль за въездом и пребыванием в стране является ключевым аспектом национального суверенитета. Большинство трудящихся-мигрантов въезжают в другую страну по одной из следующих трех причин:

– миграция в целях постоянного проживания, которая в первую очередь охватывает высококвалифицированных мигрантов, лиц, въезжающих в целях воссоединения семьи, и беженцев;

– миграция на определенное время для всех видов занятости. Обычно речь идет о приглашенных работников, въезд которых разрешается для заполнения вакантных рабочих мест, например медсестер;

-временная миграция для трудоустройства на определенный срок. Разрешается въезд мигрантов для заполнения сезонных рабочих мест, для выполнения работ в рамках определенного проекта вплоть до его завершения, например, в сфере строительства, а также лиц, оказывающих услуги, студентов и учащихся.

Несмотря на то, что мигранты из развивающихся стран могут занимать практически любые виды рабочих мест, они, как правило, концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости. В основном они выполняют «грязную», опасную и трудную работу, причем такие рабочие места, как правило, сохраняются именно за мигрантами.

На другом конце этой шкалы находятся высококвалифицированные специалисты, которые выезжают в другие страны в поисках более высокой заработной платы или лучших возможностей. Большинство таких мигрантов- специалистов (три четверти) переезжают из одной богатой страны в другую, особенно через Атлантический океан, в то время как остальные перемещаются между более успешными новыми индустриальными странами в Восточной Азии, между странами Центральной и Восточной Европы, а также между странами Южной Америки. Многие также мигрируют в более бедные страны, причем это часто сопровождается иностранными инвестициями в их экономики, которые способствуют ускорению экономического развития.

Многие государства приветствуют приезд специалистов из других стран. Например, Австралия и Канада разработали системы, которые облегчают въезд специалистов из развивающихся стран в качестве иммигрантов. В США также принимают меры, которые позволяют специалистам относительно легко получать временные визы для въезда в страну, если их запрашивает местный работодатель. В течение 1990-х гг. многие развитые страны нанимали иностранных специалистов в области медицины. Так, в Великобритании почти треть врачей и 13% медицинских сестер имеют иностранное происхождение, а половина внештатного персонала, нанимавшегося Национальной службой здравоохранения за последнее десятилетие, получила квалификацию за рубежом.

В России в последние годы происходит сокращение общего миграционного притока и прироста численности постоянного населения за счет миграции. На смену иммиграции на постоянное место жительства пришла временная трудовая иммиграция, закрывая ниши в потребностях экономики. При этом масштабы официального привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации увеличивались, но в гораздо меньшей степени, чем неофициального. Так, за 2002 г. по сравнению с 2001 г. количество «легализованной» иностранной рабочей силы увеличилось в стране практически на треть (с 240 до 359 тыс. человек); в 2004 г. 426 тыс. человек были привлечены к работе в Российской Федерации на основании выданных работодателям официальных разрешений. Хотя фактическое использование трудящихся-мигрантов осталось по-прежнему на уровне не менее 2 — 3 млн. человек. Следовательно, меры, применявшиеся с 2002 г. к работодателям и работникам, направленные на «выведение их из тени», оказались неэффективными. По-прежнему для работодателей гораздо экономически выгоднее сохранять нелегальные взаимоотношения с работниками.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 307; Доклад VI. За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике / Международная конференция труда. 92-я сессия, 2004. С. 5— 10; Юдина Т.Н. Социология миграций: Учебное пособие. М., 2005. С. 255.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Как устроена трудовая миграция в России

Откуда россияне уезжают и куда едут

По мнению читателей, главный плюс столицы — высокий доход по сравнению с провинцией. Но, по данным Росстата, только пятая часть трудовых мигрантов — россиян отправляется работать в столицу. В этой статье расскажем, в какие регионы переезжают россияне и почему они срываются с насиженных мест.

Почему уезжают

Объемы внутрироссийской трудовой миграции растут: в 2011 году на заработки в другие регионы переехали 1,9 млн россиян, а в 2018 — больше 3 млн, это 2% населения страны. По мировым меркам это не так уж и много: в маленькой островной Японии этот показатель равен 1,8%, в еще меньшей по площади Новой Зеландии — 5,7%. А в США каждый год переезжают из одного места в другое 40 млн человек — 14% населения.

По статистике, россияне уезжают работать в другие регионы не из-за того, что мало платят, а из-за того, что не платят вообще: в родном регионе трудно найти работу. Размер зарплаты в регионе никак не связан с числом выезжающих трудовых мигрантов. Но при этом чем выше среднее время поиска работы, тем больше людей отправляются на заработки в другие регионы. Если дома можно хоть куда-то устроиться, человек, скорее всего, никуда не поедет.

Но есть исключения. Например, жители Московской и Ленинградской областей все равно предпочитают трудиться в близлежащих мегаполисах — скорее всего именно из-за разницы в зарплате.

Напряженность на рынке труда, РосстатRAR, 2,49 МБ

А еще есть несколько регионов, жители которых остаются дома, даже если не могут найти работу. Среднее время поиска работы в Карачаево-Черкесии, по данным Росстата, — 12 месяцев. Это в полтора раза выше, чем в среднем по стране. А число выезжающих на заработки в другие регионы — 144 человека на 10 тысяч населения — в полтора раза ниже общероссийского уровня, который составляет 206 человек на 10 тысяч.

В республике Алтай найти работу в среднем получается через 10 месяцев, а на заработки уезжает только 101 человек из 10 тысяч. Почему здесь сложилась такая уникальная ситуация — непонятно.

Студенческая миграция молодежи

Чаще всего россияне меняют место жительство в возрасте 17—21 года , во время поступления в вуз. В 2016 ученые Высшей школы экономики опубликовали результаты исследования молодежной миграции. Оказалось, что если в среднем по стране уровень миграции составляет 200 человек на 10 тысяч населения, то для молодежи этот показатель в пять раз выше — больше 1000 на 10 тысяч.

Межрегиональная миграция молодежи в России. Высшая школа экономикиPDF, 841 КБ

Будущие студенты переезжают не только в большие города, но и в университетские центры, а это не только города-миллионники. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга абитуриентов привлекают Томск, Воронеж, Новосибирск, Иваново, Волгоград, Краснодар и Нижний Новгород.

Уезжает молодежь чаще всего с Чукотки и из Камчатского края, Мурманской и Сахалинской областей, Еврейской АО, а также республик Тыва и Алтай: исследователи отмечают, что в этих регионах нет крупных университетских центров и в принципе идет высокий отток населения. Молодые люди встраиваются в общие миграционные потоки.

Выбирая место для переезда, абитуриенты смотрят не только на то, есть ли в городе крупный вуз, но и на экономическую ситуацию в регионе: чтобы потом можно было остаться и найти здесь же хорошую работу. Кроме того, ученые делают вывод, что поступление в вуз — это удачный повод получить первый опыт миграции в молодом возрасте с наименьшими издержками.

Кем и как работают

Самая распространенная сфера деятельности у трудовых мигрантов — строительство. Здесь трудится 633 тысячи человек — каждый пятый трудовой мигрант в России. На втором месте по популярности — перевозки: 412 тысяч человек. На третьем — торговля: 354 тысячи.

У трети мигрантов есть высшее образование, почти у половины — среднее специальное. Только у 10% мигрантов рабочий стаж меньше года. Большинство уезжающих на заработки в другой регион — это квалифицированные специалисты.

Из 3 млн трудовых мигрантов треть работает в соседнем регионе, а живет в своем, каждый вечер они возвращаются домой. В основном это жители Подмосковья, которые работают в Москве, и Ленинградской области, работающие в Санкт-Петербурге.

Социологи говорят, что даже те, кто уезжает надолго, основную часть денег привозят домой. Например, на северной вахте многие не могут потратить заработанное, даже если хотят. Работодатели часто кормят сотрудников за счет компании, цены на жилье низкие, мест для культурного досуга особо нет. Тратить деньги попросту некуда.

Трудовая миграция в России — внутренняя и внешняя. Высшая школа экономикиPDF, 243 КБ

Откуда уезжают

Лидирует Московская область. За пределами региона, судя по всему в Москве, трудится пятая часть экономически активного населения: 22,4%. Чуть меньше показатели у Ленинградской области: 18%. На третьем месте — Адыгея: 17,1% занятых уезжают работать в другой регион.

Еще с работой тяжело в Чувашии — на заработки уезжают 13,6% работников; Калмыкии — 12,8%; Марий Эл — 11,7%; Еврейской автономной области — 11,4%; Мордовии — 11%. Но число трудовых мигрантах здесь впечатляет, даже если говорить не только об экономически активном, а обо всем населении региона.

Куда едут

Москва принимает больше половины всех желающих заработать: 1,6 млн из 3 млн находят работу в столице. На втором месте — Санкт-Петербург: 221,4 тысячи человек. На третьем — Московская область: 205,9 тысячи. Подмосковье не только донор рабочей силы, но и регион, который сам готов принять трудовых мигрантов из других областей.

Кроме центральных регионов мигранты активно едут на северные окраины России — работать в сфере добычи полезных ископаемых вахтовым методом. В 2018 году в Ханты-Мансийский округ приехало почти 200 тысяч человек, а в Ямало-Ненецкий — больше 100 тысяч.

Самое непопулярное место у тех, кто едет на заработки, — Курганская область. В прошлом году сюда переехало всего 300 трудовых мигрантов.

Типичный трудовой мигрант

Если подытожить статистику, то можно нарисовать портрет среднестатистического трудового мигранта. Это мужчина 38 лет со средним специальным образованием. Живет в одном из подмосковных городов, а трудится в Москве. На заработки поехал, потому что долго не мог найти работу дома, хотя готов был пойти и на небольшую зарплату.

В Москве работает в строительной компании. Устроился на это место не так давно: около трех лет назад. Утром он уезжает на работу из родного города, а вечером того же дня возвращается.

Понятие и причины трудовой миграции. Виды трудовой миграции.

рудовая миграция – это вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др. Различают внутреннюю трудовую миграцию — в пределах одного государства и международную — с пересечением государственной границы.

Согласно разработанной Международной организацией труда классификации видов современной международной миграции, она подразделяется на пять основных типов:

1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники, занятые на подсобных работах, например, в сфере туризма;

2) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы. К этой же группе относят представителей профессорско-преподавательского состава и студентов;

3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

4) переселенцы, т. е. переезжающие на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов ориентирована прежде всего на переезд в промышленно развитые страны;

5) беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности.
2 Причины трудовой миграции населения

Причинами миграции рабочей силы являются факторы экономического или неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся:политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Например, иммигрант может стремится к приобретению политической или идеологической свободы, а в ряде случаев стимулом к переезду в другую страну становится чисто психологическая “охота к перемене мест”.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение своего капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Читайте также:  Как узнать о готовности трудового патента в 2020 году

20.влияние миграции на благосостояние стран импортеров и экспортеров трудовых ресурсов.

миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.

Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы нельзя.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка.

21.Основные направления и тенденции международной трудовой миграции.

Направления международной миграции рабочей силы:

1) из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Основными центрами притяжения рабочей силы выступают страны Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Швеция и Нидерланды), США, Канада и Австралия;

2) в рамках промышленно развитых стран;

3) между развивающимися странами. Основными центрами притяжения рабочей силы в группе развивающихся стран являются:

– нефтедобывающие страны (Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Ливия, и др.);

– новые индустриальные страны (НИС) в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Таиланд, Индонезия, и др.), в Латинской Америке (Бразилия, Аргентина, Венесуэла);

– динамично развивающиеся страны Африки (ЮАР, Судан, Сомали), Азии (Индия, Пакистан, Йемен и др.);

3) в рамках стран с переходной экономикой. (центром притяжения рабочей силы является Россия).

На основании этого, можно сделать вывод о том, что развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – эмиграции.

22.международно- правовые основы межстрановой трудовой миграции. миграционная политика россии.

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран- экспортеров и импортеров рабочей силы.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам.

В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах [1 ] является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается: –

организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2); –

принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (стЗ); –

принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4); –

организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5); –

разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся- мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно – вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься: –

наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем; –

частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, -возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы.

При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Конвенция МОТ, принятая в 1 962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице [2].

Согласно Конвенции МОТ 1975 г. [2], государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения [2]

. Назначение данной Конвенции – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Что такое внутренняя и внешняя трудовая миграция в России?

Трудовая миграция представляет собой процесс перемещения людей или одного человека в различные города и страны с целью поиска работы и дальнейшего трудоустройства. Во всем мире миграция разделяется на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграцией называется процесс выезда населения из страны с целью заработка в другое государство. Иммиграция – это въезд в другую страну для работы на ее территории.

Причины трудовой миграции, которые заставляют людей перемещаться в другую страну, включают безопасность проживания, возможность получить хорошее образование, работать по своей профессии и получать за это достойную заработную плату, иметь свое собственное жилье, социальные гарантии государства (это составляющие понятия «хороший уровень жизни»). Именно из-за его несоответствия ожиданиям россиян, они и мигрируют в более развитые экономически страны, где жизненный уровень выше.

Значение миграции трудоспособного населения для экономики

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Московская область: +7 (499) 938-42-57
    • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
    • Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26

Тема переселения людей в другие города и страны в поисках работы постоянно поднимается в средствах массовой информации. Она не теряет актуальности, потому что этот процесс сильно влияет на развитие экономики и на темпы ее роста. Россия является привлекательным ориентиром для трудовых мигрантов, причем не только из стран бывшего СССР, но и из других государств. В РФ существует не такой сложный процесс миграции, как, например, в США, куда можно прибыть трудиться легально только после прохождения многочисленных проверок и комиссий, в ходе которых устанавливается квалификация специалиста и определяется, нужен ли такой работник. В Россию можно мигрировать людям без образования и не всегда даже владеющим русским языком. Страна получает дешевую рабочую силу, а мигранты повышают уровень своей жизни.

Как и во многих других странах, проблема трудовой миграции в России стоит очень остро. Это связано с большим количеством «утекающих» за границу профессиональных кадров, на замену которым приезжают неквалифицированные кадры из близлежащих государств.

Значение миграции для экономики заключается в следующем:

  1. Борьба за рабочие места. При наличии большого количества претендентов на одно рабочее место, возникает конкуренция, и работодатель может выбрать более квалифицированного работника.
  2. Уменьшение заработной платы. При увеличении количества работников, работодатель может понижать оплату труда, так как всегда найдется работник из содружественного государства, который согласится выполнять ту же самую работу за меньшие деньги.
  3. Распределение высококвалифицированных и низкоквалифицированных работников. Устанавливаемый государством размер заработной платы прямым образом влияет на спрос вакансий с соответствующим уровнем квалификации. Если зарплата достойная, то недостатка в специалистах не будет. В ином случае специалисты будут искать более выгодные предложения в других регионах или за границей.

Плюсы и минусы трудовой миграции

Миграция является важной частью экономики стран. Она имеет плюсы и минусы. Они рассмотрены в следующей таблице.

ДостоинстваНедостатки
Привлечение кадров из-за рубежа.Потеря определенного количества вакантных мест собственными гражданами России.
Взаимодействие культур разных стран.Снижение уровня оплата труда.
Развитие экономики страны в целом.Криминализация обстановки из-за противоправных действий нелегальных мигрантов.

Важно! Законодательство обычно защищает интересы своих граждан в сфере трудовой деятельности, поэтому для иностранных рабочих некоторые области закрыты (например, сфера национальной безопасности). Но там, где требуется дешевая неквалифицированная сила, работодатели предпочитают нанимать иностранцев.

Трудовая миграция на международном уровне

В настоящее время на 2018 год ситуация в мире складывается так, что зарубежные страны остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Они предоставляют льготы талантливой молодежи для получения качественного образования, хороший старт для работы и заработную плату, которая привлекает российскую молодежь. В результате происходит отток из РФ молодых ученых, талантливых старшеклассников и студентов, людей среднего возраста – профессионалов в своих областях.

Это обуславливает недостаток квалифицированных кадров с высшим профессиональным образованием в РФ. В Россию миграционный поток идет из бывших союзных стран. Большинство из них представляют рабочую силу с низкой квалификацией. Мигранты занимают низкооплачиваемые рабочие места. Из-за такой ситуации гражданам России, имеющим рабочие профессии, приходится либо оставаться безработными, либо соглашаться на небольшую заработную плату, так как работодатель скорей возьмет на работу человека, которому платить нужно меньше, пусть даже это мигрант. Следующая картинка дает общее представление о международной миграции.

Читайте также:  Составление и подача жалобы на нелегалов в 2020 году

Международная трудовая миграция имеет цель, которая состоит в пересечении границы своего и другого государства для вступления в трудовые отношения с зарубежными работодателями. Это естественный процесс, так как люди постоянно ищут способы улучшения качества своей жизни.

Ситуация в РФ

Некоторые регионы России настолько привлекают приезжих граждан, что это беспокоит демографов. Для России странами донорами в поставке трудовой силы являются Таджикистан, Узбекистан, Молдавия, Украина.

Традиционно привлекательными для мигрантов из самой РФ являются крупные города, в первую очередь обе столицы РФ. Сюда стекаются квалифицированные и неквалифицированные рабочие кадры в поиске лучшей жизни. Донорами становятся другие регионы России, в которых сложилась сложная экономическая, политическая, а в некоторых случаях и природно-климатическая ситуация.

Обратите внимание! Правовое регулирование внутренних миграционных процессов осуществляет Министерство труда и социального развития РФ.

Задачами министерства являются:

  • привлечение и распределение мигрантов по рабочим местам;
  • распределение квот;
  • оценка труда мигрантов.

Каждый год принимаются поправки в законодательство, чтобы ситуация с мигрантами не привела к ухудшению криминальной статистики и экономической ситуации.

Важно! Прием иностранных мигрантов на работу должен осуществляться с учетом квот, количества. Нормативным документом для защиты прав трудовых мигрантов на сегодняшний день является Приказ РФ № 2 от 09.01.2018г. «Об утверждении перечня профессий для привлечения иностранных сотрудников, прибывающих в Россию». В нем имеется информация об отраслях, в которых могут работать мигранты. Квотируемые рабочие места распределяются таким образом, чтобы не ущемлялись права граждан России.

Миграционная служба должна выполнять следующие функции:

  • разрешать или запрещать въезд мигрантов на территорию РФ;
  • аннулировать визы;
  • при нарушении миграционного законодательства осуществлять привлечение мигрантов к ответственности перед законом, а в более сложных случаях выдворять или депортировать их на родину.

Виды трудовой миграции

Миграция трудоспособного населения бывает внешней и внутренней. Внешняя миграция предполагает перемещение трудоспособного населения из страны в страну. То есть оно въезжает и выезжает через границу своего и других государств. Наглядно виды трудовой миграции показывает следующая картинка.

Внешняя трудовая миграция в России и в других странах имеет свои формы и разделяется в зависимости от периодичности нахождения трудоспособных граждан за пределами России на:

  1. Временную. Предполагает осуществление трудовой деятельности за границами РФ в течение не более 6 лет.
  2. Постоянную. Предполагает переезд в иностранное государство для трудоустройства.

Трудоустройство за рубежом сопряжено с определенным порядком действий, который включает:

  • предоставление пакета необходимых документов с обязательной формулировкой оснований для переезда;
  • получение трудового патента, ВНЖ, медицинской страховки.

Внутренняя трудовая миграция в РФ и других странах предусматривает перемещение лиц трудоспособного возраста по субъектам России с целью трудоустройства. Связано это с различной ситуацией в городах, а именно с уровнем безработицы, дефицитом или профицитом рабочих мест, требующей низкой или, наоборот, высокой квалификацией, со средней заработной платой.

В связи с желанием улучшить качество своей жизни люди могут ежедневно выезжать в другой город или даже страну (если место проживания находится рядом с границей), или только в определенное время года. Поэтому существуют типы трудовой миграции (сезонная, маятниковая).

Типы мигрантов

В международной организации по миграционным процессам эксперты определили основные типы мигрантов.

Нелегалы

Эта категория людей, ищущих работу, но въезжающих в страну, где они намереваются трудоустраиваться, без соответствующего разрешения, без оформления документов, то есть нелегально. В эту же категорию относят лиц с просроченной визой, трудовым патентом и без лицензии на работу. Больше всего нелегалов зафиксировано в США, количество которых в 2018 году превысило 3 миллиона человек.

Поселенцы

Это категория людей, уезжающих за рубеж не только для трудоустройства, но и для постоянного проживания с дальнейшим оформлением всех документов, в том числе и гражданства другого государства. Граждане России чаще всего эмигрирую в развитые страны с хорошим уровнем жизни, высокооплачиваемой работой. Традиционно это Канада, США, Германия, Финляндия, Швеция.

Сотрудники по договоренности

Входящие в эту группу лица выезжают в другую страну на определенное время, которое прописано в контракте. После выполнения своих трудовых обязательств они возвращаются в свою страну. К этой категории лиц относятся и сезонные работники, которые трудятся в туристической, строительной, общепитовской сфере.

Высокопрофессиональные специалисты

Это сотрудники крупных корпораций, специалисты с богатым практическим опытом в определенной сфере, имеющих высшее образование. Обычно они мигрируют с целью передать свой опыт более молодым коллегам, повысить свой уровень квалификации на новом месте. К данной группе лиц относят профессоров, педагогов, медиков.

Беженцы

Это лица, вынужденные искать себе новое место жительства из-за опасной для жизни и здоровья ситуации на родине. Мигранты представляют заявление в посольство другой страны с просьбой о предоставлении убежища. Если его принимают, то человек официально получает разрешение трудиться.

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Президент РФ утвердил Концепцию миграционной политики на 2019-2025 годы. Она направлена на создание благоприятных условий лицам, которые покинули Россию и хотят вернуться. В концепции отмечается, что основным источником пополнения трудовых ресурсов России должно оставаться население своей страны.

Особое внимание уделено коррекции условий для добровольной миграции востребованных специалистов. Их будут привлекать усиленно. Государство планирует поддерживать те российские организации, которые будут привлекать таких людей.

15 ноября 2018 года глава Правительства РФ подписал распоряжение, в котором определяется квота выдачи иммигрантам разрешений на временное проживание в РФ в 2019 году. Согласно ему в 2019 году запланирована выдача 83 480 разрешений с распределением их по субъектам РФ.

Также в 2019 году вступит в силу постановление о доле иностранных рабочих в определенных сферах деятельности. С полным перечнем можно ознакомиться тут. В некоторых экономических сферах количество иностранных рабочих будет сокращено (это касается в частности транспортной сферы), в других процентное соотношение рабочих мест для иммигрантов и россиян останется на прежнем уровне.

Постановление не противоречит законодательству. По ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» каждый год правительство устанавливает долю иностранных работников в различных сферах экономики, учитывая особенности рынка в каждом субъекте РФ и необходимость предоставления рабочих мест для россиян в первую очередь.

Заключение

Особенности трудовой миграции в Российской Федерации, как и во всем мире, заключаются в том, что она является неотъемлемой частью современной экономики. Без нее невозможен прогресс, обмен опытом, повышение квалификации. Каждая страна сама определяет, какое количество людей трудоспособного возраста и определенных профессий привлекать на свою территорию для того, чтобы государство становилось сильней.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Трудовая миграция

Трудовая миграция подразумевает территориальные перемещения людей с целью поиска работы.

Можно выделить внутреннюю (региональную) и международную миграцию в зависимости от того, ищет ли человек работу в другом регионе своей страны или выезжает за границу.

Внутренняя миграция контролируется трудовым законом той страны, гражданином которой является работающий человек. Международная миграция регулируется резолюцией, принятой Ассамблеей ООН, о защите прав всех трудящихся 1990 года. Международная трудовая миграция может иметь постоянный или временный характер:

  1. Постоянный характер носит миграция, связанная с переездом за границу и получением вида на жительство и права на работу.
  2. Временная миграция может быть связанная с работой по контракту, сезонной (вахтовой) работой и миграцией приграничных рабочих.

Причины трудовой миграции

Такое явление существует давно, стран СНГ вплотную оно коснулось в 90-е годы прошлого века, когда экономика многих стран была в состоянии кризиса. В середине 90-х финансовый кризис и массовая безработица повлекли рекордную волну экономической и трудовой миграции в Россию и за рубеж, в меньшей степени наблюдался приток рабочей силы в столицы.

Больше всего трудовых мигрантов наблюдается с регионов страны (особенно с западной части Украины). Многие стремятся выехать из страны и устроиться на работу нелегально. В среднем в год легально пытаются найти работу в других странах около 20 млн человек, количество нелегалов больше в разы. В массовой международной миграции принимают участие более 100 стран.

Основной причиной миграции трудящихся является экономический кризис. Невозможность достойного заработка внутри своей страны заставляет людей искать более выгодные условия. Это касается людей абсолютно всех социальных слоев – и безработных, и специалистов с высоким уровнем навыков, ищущих карьерного роста и лучших условиях для развития.

Мигранты переезжают из страны с низкими заработными платами и условиями жизни в страны с более выгодными условиями работы. Для справки, по данным на 2013 год средняя заработная плата в Украине составляла 380 долларов, в то время как в США тот же труд оплачивался в размере 980 долларов.

Результат трудовой миграции

Трудовая миграция имеет свои плюсы и минусы для обоих участвующих в процессе государств. Многие страны поощряют приток квалифицированных работников на легальной основе. Так, в США неоднократно корректировался закон, дающих привилегии специалистам, прибывшим из развивающихся стран. Приток специалистов высокой квалификации помог увеличить национальные интеллектуальные ресурсы страны. В то же время приток неквалифицированных рабочих максимально ограничивается местным законодательством.

Существуют и обратные примеры. В свое время страны – крупнейшие мировые экспортеры нефти смогли полностью реорганизовать экономику с помощью дешевой иностранной рабочей силы. Количество иностранцев, работающих на нефтедобывающих организациях, в 4 раза превышал число местных рабочих.

Что касается государства, гражданином которого является рабочий мигрант, вклад во внутреннюю экономику страны может быть очень весомым. Например, по данным на 2007 год вклад трудовых мигрантов в экономику Украины составил 25% ВВП, Молдавии – 46%, Таджикистана – 23%. Украинские трудовые мигранты заработали более 7 миллиардов долларов в год, половина этой суммы вернулась на родину. Примерно половина переводов поступает из России, около 10% – из США, также в качестве стран для заработка украинцы выбирают Италию, Испанию и Великобританию.

Типы трудовых мигрантов

Эксперты Международной организации труда выделили несколько типов трудовых мигрантов:

Поселенцы. Эта категория людей, которые переезжают в другую страну с целью поиска постоянного места жительства. Массовый переезд поселенцев в свое время наблюдался в таких странах, как Канада, Австралия и США. Сегодня многие переезжают с целью воссоединения с семьей.

Рабочие по контракту. Данная категория людей представляет собой временных сотрудников, переезжающих в другую страну или регион для работы на ограниченный срок. Сюда же входят сезонные (вахтовые) рабочие. Больше всего работников по контракту наблюдается на Ближнем Востоке. Подавляющее большинство таких людей не имеют квалификации.

Основную часть рабочих по контракту составляют выходцы из стран Азии и некоторых арабских государств. Чаще всего они устраиваются на работы в сфере обслуживания, общественного питания или в области сельского хозяйства. Можно найти сезонное трудоустройство в Европе, Канаде или в странах Карибского региона по сбору урожая и других сельскохозяйственных работах.

Квалифицированные специалисты. Эта категория сотрудников имеет высшее образование и внушительный опыт в какой-либо области. Им несложно найти работу в своей сфере в другой стране с более выгодными условиями и карьерными перспективами.

Э то могут быть сотрудники крупных иностранных компаний, которые просто совершают перевод внутри своей корпорации. Чаще всего это менеджеры или хорошие специалисты в технической области. Сюда же можно отнести преподавателей и студентов, которые отправляются для обмена опытом или стажировки.

Нелегальные эмигранты. Эти люди находятся на территории государства незаконно, они имеют просроченную визу либо работают по туристической визе. Больше всего нелегальных рабочих наблюдается в США и Европе.

Беженцы. Категория населения, которые покинули свою родную страну в виду какой-либо опасности. Целые семьи покидают дома в поисках политического убежища. После получения статуса беженца в новом государстве они могут официально работать и претендовать на получение вида на жительство.

Особенности современной рабочей миграции

Современная трудовая миграция имеет свои отличительные особенности. Можно наблюдать следующие тенденции:

  • Уменьшение притока рабочих в страны Западной Европы.
  • Миграцию с целью воссоединения семей бывших иммигрантов.
  • Смещение полюсов – некоторые страны Южной Европы превращаются в импортеров рабочей силы, хотя до недавнего времени были экспортерами.
  • Сохранился высокий рост иммиграции в США.
  • Страны – добытчики нефти набирают мигрантов из менее развитых государств.
  • Увеличивается постоянная миграция высококвалифицированных работников.

К концу ХХ века сформировались стабильные потоки рабочей силы, которые послужили для устойчивого формирования регионального рынка труда. На сегодняшний день наиболее крупными являются латиноамериканский, западноевропейский, азиатский, ближневосточный и африканский. Международная организация труда выделяет около 35 миллионов рабочих мигрантов, что составляет около 1,5% всей рабочей силы в мире. Большая часть их них принадлежит рабочим специальностям, служащих и управленцев меньшинство. Среди работников с высокой квалификацией наблюдается так называемая «утечка мозгов», их число заметно выросло в последние годы.

До 1990-х годов основными странами-поставщиками служащих узких специальностей были Египет, Индия и Пакистан. Однако, после распада СССР увеличился отток профессионалов из стран СНГ.

Ссылка на основную публикацию