Образование Израиля

Как устроена система образования в Израиле

Израиль на сегодня входит в тройку стран-лидеров по количеству образованного населения – их число составляет здесь 49,9 % граждан (по данным Организации экономического сотрудничества и развития OECD за 2017 год). Система образования в Израиле известна современными подходами к процессу обучения на всех уровнях. Выпускники израильских высших учебных заведений – квалифицированные специалисты, не имеющие проблем с трудоустройством в самые престижные организации по всему миру.

Общая информация о системе образования в Израиле

В Израиле каждый ребенок может посещать школу одного из таких типов:

  • государственную;
  • государственно-религиозную;
  • религиозную;
  • арабскую.

Сама система имеет 3 обязательных уровня:

  • Начальный – с 1-го по 6-й классы, возраст – 6–12 лет. Правильнее сказать, что образование израильтян начинается еще до школы – по закону ребенок должен начать посещать детское дошкольное учреждение с 3 лет.
  • Средний – с 7-го по 9-й классы, 12–15 лет.
  • Старшая школа – с 10-го по 12-й классы, 15–18 лет.

После школьного обучения можно пойти учиться дальше – в университет.

Образование для дошкольников

Детей в Израиле отдают в дошкольные учреждения уже с 3 месяцев. Ясли в большинстве своем частные, и оплачиваются родителями. Цена составляет в среднем около 650 евро. Во многих случаях ясли -“мишпахтон” – организоваются прямо на дому. В таких заведениях небольшие группы и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Распространены детские сады в Израиле для русских. Чаще всего это частные двуязычные садики, где говорят на русском и иврите.

В государственный детский сад в Израиле начинают ходить с 3 лет. Время пребывания в учреждении– приблизительно до 14:00, далее по желанию родителей можно отдать ребенка в “продленку”. Полноценного питания нет – желательно брать из дома хороший тормозок.

Альтернатива – опять же частный сад. Но стоимость его в разы выше, поэтому тут дело за личным выбором каждой семьи.

С 5 лет дошкольное образование в Израиле обязательно должно проходить в государственном учреждении (ириевский сад или “ган хова”). Здесь детей ждет подготовка к школе: занятия для обучения азам чтения, письма, математики, естествознания.

Обучение в израильских школах

Одним из отличий израильских школ от российских является возможность выбора 25 % предметов индивидуально на совете школы, кроме программы, утвержденной государством. Каждое заведение имеет право самостоятельно назначать те методы и средства обучения, которые считает нужными.

Основные предметы – математика, английский, история, география, информатика, иудаика – обязательны в государственных общеобразовательных учреждениях.

В классы детей распределяют по уровню их знаний. Ученикам начальной школы задание на дом не дается, их цель – научиться запоминать то, что преподается на уроке.

В старшей школе ученики получают полное среднее образование и аттестат зрелости – “багрут”. Профилированные школы в Израиле могут начинаться с “хативы” (средней школы) или “тихона” (старшей).

Они есть следующих типов:

  • общеобразовательные (академические), широкого профиля;
  • профессиональные;
  • сельскохозяйственные;
  • военные;
  • искусств;
  • науки и технологии;
  • религиозные – “йешива”, интернатного типа.

Для получения “багрута”, дающего право на поступление в вуз, ученики сдают выпускной госэкзамен по обязательным предметам.

Свои особенности имеет учеба в Израиле для русских детей. Здесь есть школы на русском языке: все они частные и являются вечерним заведением в дополнение к обычному ООЗ на иврите.

Особенности высшего образования в Израиле

В вузах Израиля, как и в школах, студенты имеют довольно большую, хотя и не полную, свободу выбора в плане изучения тех или иных дисциплин. В каждой специальности есть набор необходимых кредитов для изучения: например, невозможно выбрать предмет “разработка программы маркетинга предприятия”, не изучив перед этим предмет “введение в маркетинг”.

Большая часть времени уходит на самостоятельное освоение дисциплин, подготовку презентаций. Кроме того, учащиеся посещают семинары, лекции, лабораторные занятия. По окончании семестра сдают экзамены.

Из высших учебных заведений в стране, которые имеют право присваивать академические степени, насчитывается:

  • 9 государственных университетов,
  • приблизительно 50 академических колледжей (среди них и государственные, и частные).

В госучреждениях студенты платят лишь небольшую часть реальных затрат на обучение, поскольку образование субсидируется государством: 10 % ВВП идет на поддержку вузов. В среднем стоимость обучения составляет около 10 тысяч долларов США.

Три ступени высшего образования:

  • бакалавриат: 3 года в университете, 4 – в колледже,
  • магистратура: 2 года,
  • докторантура: 4 года.

Интересующимся, как поступить в израильский вуз, лучше всего для начала обратиться в сам университет: там можно подробно узнать условия зачисления абитуриентов, стоимость обучения и другие важные подробности. Довольно большое внимание при поступлении уделяется психометрическому тесту, по которому оценивают навык владения английским языком, а также направленность мышления будущего студента.

Популярность израильских вузов

Старейшие университеты Израиля были сформированы еще до окончательного становления государства. Три вуза, основанные до 1948 года, сегодня являются одними из лучших в мире:

  • Еврейский университет в Иерусалиме;
  • Израильский технологический институт – Технион;
  • Научно-исследовательский институт им. Х. Вейцмана.

По академическому рейтингу университетов (ARWU, Academic Ranking of World Universities) мира в 2019 году эти израильские заведения, а также Тель-Авивский университет, входят в 200 мировых лидеров. В тысяче передовых вузов мира также три других израильских высших учебных заведения:

  • университет им. Бар-Илана в Рамат-Гане;
  • Хайфский университет;
  • университет Давида Бен-Гуриона в Негеве.

Главной особенностью университетов Израиля является их направленность на науку. Некоторые вузы могут включать весь комплекс специальностей, деятельность других сосредоточена на более специфичных отраслях.

Сколько стоит обучение в университете

Конкретно стоимость обучения зависит от вуза и выбранной специальности, однако во всем в Израиле с начала 2000-х годов сохраняется высокая цена за образование: выше, чем в целом по Европе. Иностранцам, интересующимся, сколько стоит обучение в Израиле, стоит учесть, что для граждан других государств стоимость будет выше, чем для израильтян, на 25 %.

В лучших вузах цена за обучение в год на бакалавриате может достигать:

  • 12 000–15 000 шекелей (2 800–3 500 евро) – гуманитарные факультеты;
  • 16 000–25 000 шекелей (3 700–5 900 евро) – факультеты социальных или естественных наук;
  • от 25 000 шекелей – на медицинском факультете.

Стоимость обучения в магистратуре может достигать 50 000 шекелей за год (12 000 евро).

Официально возможность бесплатного образования в Израиле отсутствует. Но имеются различные программы поддержки, предусматривающие полную или частичную компенсацию стоимости учебы.

На такую помощь могут рассчитывать:

  • новые репатрианты – молодежь, возвращающаяся в Израиль благодаря наличию еврейских корней;
  • студенты, проявившие себя в науке, искусстве;
  • абитуриенты из малоимущих семей, включая иностранцев.

Также поддержку могут получить иностранные студенты, имеющие степень бакалавра и отличную успеваемость. Им предоставляется стипендия, которая частично покрывает медицинскую страховку, год обучения в магистратуре университета Израиля и языковые курсы иврита.

Для иностранных студентов существуют программы стажировок и учебы по обмену, например проект МАСА (подробности – на сайте Еврейского агентства ).

Поступление и учеба в израильских вузах для мигрантов

Мигранты, окончившие школу за рубежом, и поступающие в вуз в Израиле, должны свой аттестат перевести на иврит и передать в приемную комиссию после нотариального заверения документа. Далее будет приниматься решение о соответствии аттестата израильским стандартам.

Обычно в связи с тем, что полное среднее обучение длится в еврейских школах 12 лет, абитуриенту из СНГ нужно после школы еще 1–2 года отучиться в университете у себя на родине, чтобы его аттестат соответствовал “багруту”.

Что касается требований к знаниям языков (английский, иврит), их уровень должен быть довольно высоким при поступлении: не ниже В1 – иврит и А2 – английский. В дальнейшем студент обязан усовершенствовать языки до С1 и В2 соответственно.

Перед поступлением в университет мигрант может пройти подготовительные языковые курсы:

  • интенсивные – ульпан – примерно 2 месяца до начала учебы;
  • углубленные – для тех, кто начинает с нуля, – длительностью около полугода;
  • СЭЛА – годовой курс подготовки.

Поступающие на англоязычные программы в вузах Израиля предоставляют международные сертификаты (TOEFL, IELTS).

Самую актуальную информацию по вопросам подготовки абитуриентов-иностранцев, в том числе и украинцев, к учебе в израильском университете и участии в программе СЭЛА, а также стипендиальным программам для новых репатриантов, предоставляет управление по делам студентов в Израиле ( сайт Управления ).

Еще одно условие для поступления – сдача психометрического теста. На его основании, с учетом оценок в аттестате, определяются подходящие для абитуриента специальности и факультеты.

Недоступно для иностранцев обучение в медицинских университетах Израиля. На некоторые специальности может потребоваться дополнительно пройти интервью (например, медфакультет в университете им. Бен-Гуриона), представить примеры работ (художественное направление в Тель-Авивском университете) либо сдать экзамены.

Итоги

Система образования в Израиле во многом особенная. Здесь среднее образование обязательно для всех и длится с 6 до 15–18 лет. Довольно жесткие требования к поступлению в израильский вуз и высокая стоимость образования – факторы, которые могут негативно повлиять на желание учиться после школы.

Однако качество образования, диплом, котирующийся во всем мире и отсутствие проблем с дальнейшим трудоустройством являются теми плюсами, благодаря которым университеты Израиля из года в год наполняются лучшими как местными, так и иностранными абитуриентами.

Высшее образование в Израиле: Видео


Образование Израиля — год и обстоятельства образования

В 1948 году в ноябре было провозглашено об образовании Израиля – нового суверенного независимого государства. Сегодня многие задаю вопрос: «Израиль, как же он образовался?» Об этом и пойдет речь в этой статье.

Все началось так. После того, как резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение в 1947 году 29 ноября о разделе земель Палестины, находящейся под мандатом управления Великобритании, на два независимых суверенных государства — еврейское и арабское, началась осуществляться интенсивная активная подготовка к тому, чтобы провозгласить независимое государство Израиль.

В это же время Британия отказывается сотрудничать в разделе Палестинских земель на два независимых государства и объявляет о своих намерениях вывести с территории, подмандатной Британии свои войска и гражданский персонал. Вывод вооруженных сил и гражданского персонала планируется Великобританией к середине мая 1948 года.

Надо сказать, что американцы пытались оказывать дипломатическое давление на Еврейское агентство, пытаясь добиться отсрочки провозглашения независимого еврейского суверенного государства.

Американские дипломаты и все руководство страны имели сомнения по поводу способности еврейского нового государства выстоять в конфликте с арабами. США также отказались поддержать план о разделе Палестинских земель, при этом был предложен план о передаче их под опеку Организации Объединенных Наций до поры, когда будет достигнуто соглашение между арабами и евреями.

Возникновение Израиля было очень не легким: возражали правительства Западной Европы, постоянное ощутимое давление государственного департамента Соединенных Штатов, разногласия в Народном совете, а также внутрипартийные разногласия. Но, не взирая на все возражения и разногласия, Давид Бен Гурион настоял на образовании суверенного государства перед истечением срока мандата Британии.

Народным правлением 12 мая 1948 года было принято решение о провозглашении независимости, причем в течение двух дней. Решение было принято Вего лиш шестью голосами против четырех.

И уже 14 мая 1948 года Давидом Бен Гурионом было провозглашено образование Израиля, как независимого суверенного еврейского государства. За несколько часов до окончания мандата Британии на Палестину, в музее, в здании бывшего дома Меира Дизенгофа, в городе Тель-Авив в 16-00 было сделано объявление о возникновении Израиля.

Время 16-00 было выбрано таким образом, чтобы церемония провозглашения закончилась до наступления субботы — «шабата». Место провозглашения независимости выбирали таким образом, чтобы избежать религиозных или партийных подоплек. А здание — незаметное и не помпезное выбиралось с оглядкой и опасением перед возможными бомбежками.

14 мая утром приглашения на церемонию провозглашения независимости государства Израиль были разосланы с помощью посыльных, при этом была присовокуплена просьба о хранении этого события в секрете.

Интересный факт: окончательный вариант текста о Декларации независимости был утвержден буквально за один час до начала торжественной церемонии, спешно печатался на печатной машинке. Попутная машина доставила Декларацию независимости в здание музея в 15-59, за минуту до официального провозглашения независимости государства и начала церемонии.

По дороге к месту провозглашения суверенного государства Израиль машина с текстом декларации была остановлена полицейскими за превышение скорости. Водитель, который вез декларацию не имел прав, но он заявил полицейскому, что тот срывает церемонию провозглашения независимого государства, а потому водитель был отпущен и даже избежал штрафа. После того, как декларация о независимости была зачитана, ее подписали 25 членов Народного совета. При этом в декларации было предусмотрено еще место для подписей двенадцати членов Народного совета, которые были заперты в осажденном арабами Иерусалиме.

Церемония образования Израиля транслировалась по радиостанции «Коль Исраэль». С тех пор, официальный год образования Израиля считается 1948.

Что же произошло после провозглашения Бен Гурионом независимости Израиля. Уже на следующий день после провозглашения об образовании Израиля армии пяти арабских стран, входящих в Лигу арабских государств – Египет, Ливан, Ирак, Сирия, Трансиордания, напали на новое молодое государство и начали военные действия против вновь провозглашенной страны.

Генеральным секретарем Лиги арабских государств было обещано: «Это будет страшная война, полностью направленная на уничтожение, это будет самая грязная и страшная резня». С тех пор 15 мая в Израиле стало Днем катастрофы, то есть днем Накба.

Первое государство, которое признало официально суверенное государство Израиль де-факто США. Президент США Трумен 14 мая в 18-11 объявил о признании США Израиля. Это было сделано сразу же, через 11 минут после провозглашения в Тель-Авиве Бен Гурионом независимости Израиля.

Первая страна, которая признала еврейское независимое государство полностью, официально — де-юре, стало Советское государство. Это было сделано 17 мая, через три дня после провозглашения независимости Израиля. День провозглашения Независимости Израиля – 14 мая – считается государственным праздничным днем. Как и все в Израиле День независимости израильтяне отмечают по особому календарю, по еврейскому летосчислению – 5 яира.

Главным, первым документом Израиля, как только он образовался – стала Декларация о провозглашении независимости. В ней говорится об основных принципах государственного устройства Израиля.

Читайте также:  Особенности получения виз для поездки в Израиль

Первым правительством нового государства стало Временное правительство. 14 мая 1948 года, когда провозгласили независимость, Народный совет подписал постановление, в котором формально узаконил полномочия и этим постановлением был преобразован из Народного Совета во Временное правительство.

Временное правительство Израиля работало с 14 мая 1948 года по март 1949 год. В марте 1949 года в Израиле были проведены первые выборы, на которых был сформирован Кнессет Израиля – его правительство. Это было первое правительство, выбранное в независимом государстве на выборах.

Образование в Израиле

Стоимость обучения и структура образования в Израиле

Тип обученияВозрастПродолжительностьМин. стоимостьСред. стоимостьУровень владения языкомЭкзамены
Летний лагерь7+1-6 нед.590 USD /неделя1,000 USD /неделя«Алеф» (A1)
Языковые школы15+1–52 нед.1,100 USD /неделя1,600 USD /неделя«Алеф» (A1)
Среднее образование5+1–12 лет0 USD2,000 USD /год«Гимель» (B1)
Подготовка к вузу16+1 год10,000 USD /год€10,000/год«Алеф» (A1)Вступительный экзамен (иврит),
Бакалавриат18+3 года3,000 USD /год8,000 USD /год«Гимель» (В1) – «Хей» (C1)Психометрический тест, вступительный экзамен (иврит)
Магистратура20+1-2 года0 USD4,000 USD /год«Гимель» (B1) – «Хей» (С1)Вступительный экзамен (иврит) / IELTS 6.5
MBA20+1-2 года8,900 USD15,000 USD«Хей» (C1)Вступительный экзамен (иврит) / IELTS 6.5
Докторантура20+2–5 лет0 USD6,000 USD /год«Хей» (C1)Вступительный экзамен (иврит)

Преимущества обучения в Израиле

  • Преподавательский состав Являясь ведущими научно-исследовательскими центрами мирового уровня, израильские университеты привлекают лучших исследователей и преподавателей в самых различных областях. Учёные и профессора, прибывшие в Израиль со всех уголков мира, как правило, совмещают исследовательскую деятельность с преподавательской деятельностью, что делает преподавательский состав в Израиле неразрывно связанным с последними новостями науки. Таким образом, у каждого студента израильского вуза есть возможность из первых рук познакомиться с идеями выдающихся ученых, лауреатов мировых премий и почётных профессоров.
  • Широкие карьерные возможности Израиль является одной их тех стран, чья система образования направлена на интенсивную ориентацию студента на рынке труда. Студентам израильских вузов предоставляются широкие возможности стажировок как внутри страны, так и за её пределами. Интернациональные отношения университетов позволяют иностранцам участвовать в международных программах и выезжать за границу по обмену, тем самым получая незаменимый опыт для построения успешной карьеры в будущем.
    В наиболее передовых университетах можно наблюдать тенденцию развития больших проектов еще во время обучения (ярким примером этому служат студенты Техниона, создавшие мессенджер ICQ). Другие успешные студенты привлекаются исследовательскими центрами международных корпораций (Microsoft, General Electric, Google и прочее), которые открыты на территории кампусов.
  • Студенческая жизнь Студентов, приехавших учиться в Израиль, ждёт увлекательная жизнь в одной из самых развитых и культурно богатый стран региона. Каждый университет – это гордость и культурная достопримечательность Израиля: к возведению зданий университетов привлекались величайшие архитекторы своей эпохи (Эрих Мендельсон, Александр Бервальд и др.), а нынешняя их деятельность имеет мировое значение для современной науки. Эти факторы привлекают множество иностранцев из США, Англии, Японии и других стран. Таким образом, у иностранца, приехавшего в Израиль в качестве студента, будет уникальный шанс познакомиться с еврейской культурой и встретить много интересных людей.

    Многонациональная культура Программы по репатриации евреев – так называемые Алии, проводимые в 60-е, 80-е, 90-е годы, – привели в Израиль массу новых людей из-за рубежа. На момент прибытия в страну многие из них уже имели высшее образование, полученное в Европе и США, и, таким образом, с самого момента появления Израиль стал одной из самых образованных стран в мире. Многие из репатриантов знают язык той страны, из которой прибыли, что делает атмосферу страны очень интернациональной и многоязычной: тут можно встретить русский, английский, французский, немецкий и множество других популярных языков. Официальный статус в Израиле имеют только два – иврит и арабский, однако по факту здесь говорят на языках самых разных стран. Так, студенты из СНГ смогут без особых проблем передвигаться по Израилю, объясняясь по-русски. Однако для поступления в вузы или при трудоустройстве без знания иврита, конечно, не обойтись.

    Что стоит знать про образование в Израиле?

    Система высшего образования в Израиле

    За время своего существования государство Израиль из пустынного побережья превратилось в развитое государство Ближнего Востока. Желание и умение учиться – это одно из качеств, которое прививают здесь в раннего детства. В школах, так же как и в вузах, ученикам предоставляют свободу выбора в изучаемых предметах. Получить аттестат зрелости (баргут) с высокими баллами в большинстве случаев для израильтян вопрос приличия. То есть, здесь нет такого понятия как в странах СНГ, где студенты идут учиться лишь для того, чтобы получить “корочку”, – в Израиле учатся все с удовольствием и пониманием своих целей. Государство в свою очередь всячески поддерживает популяризацию образования, развивая стипендиальные программы. Иностранные студенты имеют большой шанс встретить высокую конкуренцию среди студентов из числа местных.
    Система высшего образования в Израиле устроена по примеру западной, если более точно – по примеру англо-саксонской. Израиль является участником программы TEMPUS (программа сотрудничества в сфере высшего образования между учебными заведениями ЕС и стран-партнёров), но не включён в Болонский процесс: на форумах Болонского процесса Израиль значится как страна-наблюдатель и внедряет европейские стандарты по своему усмотрению. Это может осложнять оценку израильского диплома западными экспертами – количество набранных студентом баллов может отличатся от норм, установленных в Европе. Однако образование в университетах Израиля считается престижной альтернативой образованию в США, поэтому с трудоустройством у выпускника израильского вуза не должно возникнуть проблем.

  • Бакалавриат Бакалавриат в Израиле во многом отличается от бакалавриата в странах Европы и Америки. Во-первых, поступить на него можно только после 18 лет. Во-вторых, есть некоторые отличия в продолжительности курса: в зависимости от специальности программа бакалавра длится от трёх до четырёх с половиной лет. Как правило, уроки проходят во временном диапазоне с девяти утра до девяти вечера. Первую половину дня студенты первых курсов изучают языки (получившие высокий балл по языкам при вступительных экзаменах от посещений языковых лекций могут быть освобождены по решению комиссии). После полудня проходят лекции по профильным предметам.
    В Израиле семестр длится три с половиной месяца. Студенты сами выбирают курсы, которые будут изучать, и должны пройти около 22-36 часов лекций по каждому предмету. Допуск к следующему семестру во многом зависит от посещаемости: студенту следует посетить 80% лекций по каждому предмету, иначе он должен будет повторить курс.
  • Магистратура Поступить на магистратуру в Израиле могут те, кто имеет высокий академический балл диплома бакалавра и кто защитил дипломную работу. Обучение на магистратуре длится два года. За это время студент набирает академические часы, которые считаются по принятой в Европе системе ECTS, за два года необходимо набрать 120 баллов. В основном учебное время уделяется выполнению самостоятельных работ и посещению лекций один-два раза в неделю. Окончить магистратуру можно без написания дипломной работы, однако в таком случае студент не сможет продолжить обучение на докторантуре.
  • Докторантура Докторантура в Израиле во многом похожа на докторантуру в университетах Запада. Получив магистерскую степень, студент продолжает свой исследовательский проект на более высоком уровне. Чем актуальней и успешней проводимые студентом исследования, тем быстрее ему присуждается степень. Обычно докторантура длится от 2 до 6 лет в зависимости от специальности.
    В начале учебного года кандидаты на ученую степень должны найти научного руководителя в сфере их предполагаемых исследований. Под руководством ментора пишется большая исследовательская работа, которая должна определить последующую научную деятельность докторанта. Со степенью доктора, полученной в Израиле, потенциальный выпускник может продолжить карьеру как в Израиле, так и за рубежом – в США, Великобритании или Европе.

    Образование Государства Израиль

    Создание Государства Израиль – политический процесс, начавшийся с появления движения политического сионизма в 1897 г. и завершившийся уже после провозглашения 14 мая 1948 г. Декларации независимости, победой в Войне за независимость и принятием в ООН к середине 1949 г.

    Декларация независимостиИзраиля

    (Тель-Авив, 14 мая 1948 г.)

    Декларация независимости Израиля – правовой документ, в котором провозглашается образование Государства Израиль и излагаются основные принципы его устройства.

    В течение пяти месяцев, последовавших за резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. о разделе подмандатной Палестины на два независимых государства – еврейское и арабское, осуществлялась интенсивная подготовка к провозглашению государства. Великобритания отказалась сотрудничать в осуществлении плана раздела, и объявила о намерении вывести с подмандатных территорий свои вооруженные силы и гражданский персонал к середине мая 1948 г.

    Американская дипломатия пыталась оказать давление на Еврейское агентство и ишув с целью добиться отсрочки провозглашения еврейского государства. США сомневались в способности ишува выстоять в борьбе с арабами, и также отказались от поддержки плана раздела Палестины, предложив передать её под опеку ООН до достижения соглашения между евреями и арабами.

    Несмотря на возражения правительств Западной Европы и давление США, и преодолевая разногласия в Народном правлении и внутри партии Мапай, Д. Бен-Гурион настаивал на провозглашении независимого еврейского государства накануне истечения срока Британского мандата. 12 мая 1948 г. Народное правление шестью голосами против четырёх приняло решение провозгласить независимость в течение двух дней. Существенное влияние на это решение оказало мнение руководства Хаганы о возможности нового государства противостоять ожидаемому вооружённому вторжению армий арабских стран.

    Еврейское государство было провозглашено 14 мая 1948 г. в здании музея на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве, за один день до окончания британского мандата на Палестину. Время было выбрано с тем, чтобы церемония могла закончится до наступления субботы. Выбор места определялся желанием избежать религиозной или партийной подоплеки и предпочтением менее заметного и помпезного здания из опасений перед возможной бомбежкой. Приглашения на церемонию провозглашения независимости были разосланы с посыльными утром 14 мая с просьбой хранить событие в секрете. Окончательный текст Декларации Независимости был утвержден за час до начала церемонии, спешно отпечатан и доставлен на попутной машине в 15:59. После зачтения Декларации независимости (16.00), она была подписана 25 членами Народного совета, при этом было оставлено место для подписи ещё двенадцати членов совета, запертых в осажденном Иерусалиме. Церемония транслировалась радиостанцией Коль Исраэль.

    В течение пяти дней, с 9 мая 1948 г., членами Народного правления было рассмотрено несколько редакций Декларации независимости. Окончательная редакция была принята на заседании Народного Совета в 15:00 14 мая 1948 г., за час до провозглашения независимости. Предметами обсуждения были: включение в декларацию вопроса границ (первоначальное упоминание границ, определенных ООН, было удалено, предлагаемая ревизионистами формулировка «в исторических границах» была отвергнута); название государства (предлагались также Эрец-Исраэль (Земля Израиля), Сион, Иудея и др., название «Государство Израиль» выбрано лично Бен-Гурионом), упоминание Бога в заключительной части (было решено воспользоваться допускающей внерелигиозную трактовку формулировкой «Твердыня Израиля»); добавление к гарантированным свободам свободы выбора языка.

    В Декларации независимости Израиля говорилось о возникновении еврейского народа на Земле Израиля и его стремлении вернуться на историческую родину. Упоминались Катастрофа еврейского народа и выстраданное им право на собственное государство. Декларация ссылалась на Резолюцию ООН о создании еврейского государства, сообщала о формировании переходных органов власти и гарантировала открытость для репатриации всех евреев на планете, а жителям страны гарантировала «полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола… свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры», а также охрану святых мест всех религий и верность принципам ООН. Арабам предлагалось прекратить кровопролитие, блюсти мир и участвовать в строительстве нового государства на условиях гражданского равноправия.

    Первым государством, признавшим Израиль де-факто, были США (14 мая 1948 г.). Г. Трумэн объявил об этом в 18:11 минут 14 мая 1948 г., т.е. уже через 11 минут после того, как Д. Бен-Гурион огласил Декларацию независимости. Первым государством, признавшим Израиль де-юре, был СССР (17 мая 1948 г.).

    11 мая 1949 г. Государство Израиль было признано в качестве члена ООН.

    Уже на следующий день после провозглашения независимости государства Израиль войска сразу пяти из членов Лиги арабских государств (Египет, Иордания, Сирия, Ливан, Ирак) начали военные действия против самопровозглашенной страны, с целью не допустить раздела Палестины и существования независимого еврейского государства. Для палестинцев эти события стали Днем «Накба» (Катастрофа), отмечаемым 15 мая.

    День провозглашения Декларации независимости является в Израиле праздничным днем. День независимости Израиля, как и другие праздники, отмечается не по григорианскому, а по еврейскому календарю, 5-го ияра.

    В Эрец-Исраэль возник еврейский народ. Здесь сложился его ду­ховный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создавал ценности национальной и об­щечеловеческой культуры и дал миру в наследие нетленную Книгу книг.

    Насильно изгнанный со своей родины, народ остался верен ей во всех странах своего рассеяния, не переставал надеяться и уповать на возвращение на родную землю и возрождение в ней своей политиче­ской независимости.

    Преисполненные сознания этой исторической связи, евреи из по­коления в поколение пытались вновь обосноваться на своей древней Родине. Последние десятилетия ознаменовались массовым возвраще­нием в родную страну. Пионеры, репатрианты, прорвавшие все пре­грады на пути к Родине, и защитники ее оживили пустыню, возродили свой язык иврит и построили города и села. Они создали развиваю­щееся общество, самостоятельное в экономическом и культурном от­ношении, миролюбивое, но способное оборонять себя приносящее блага прогресса всем жителям страны и стремящееся к государствен­ной независимости.

    В 1897 году по призыву Теодора Герцля, провозвестника идеи ев­рейского государства, собрался Сионистский конгресс, провозгласив­ший право евреев на национальное возрождение на своей земле.

    Читайте также:  Какой размер пенсии в Израиле в 2020 году

    Это право было признано в Декларации Бальфура от 2 ноября 1917 года и подтверждено мандатом Лиги Наций, придавшим особую силу международного признания исторической связи еврейского народа с Эрец-Исраэль и праву евреев на воссоздание своего Национального очага. Постигшая в недавнее время еврейский народ.

    Катастрофа, жертвами которой были миллионы евреев в Европе, вновь непреложно доказала необходимость разрешить проблему ев­рейского народа, лишенного родины и независимости, путем восста­новления Еврейского Государства в Эрец-Исраэль – государства, кото­рое распахнуло бы врата отечества перед каждым евреем и обеспечило бы еврейскому народу статус равноправной нации в семье народов мира.

    Те, кто уцелел во время ужасной нацистской бойни в Европе, а также евреи других стран мира наперекор всем трудностям, препятст­виям и опасностям продолжали нелегально прокладывать путь в Эрец-Исраэль и добиваться права на достойное существование, свободу и честную трудовую жизнь в родной стране.

    Во время второй мировой войны еврейское население Эрец-Исра­эль в полной мере внесло свои вклад в дело борьбы свободных и ми­ролюбивых народов против черных сил нацизма. Кровью своих бой­цов и военными усилиями оно приобрело право числиться среди наро­дов, положивших основу союзу Объединенных Наций.

    29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных Наций приняла резолюцию о создании Еврейского Государ­ства в Эрец-Исраэль. Ассамблея возложила на жителей страны обязан­ность принять все меры, необходимые для осуществления этой резо­люции. Это признание Организацией Объединенных Наций права ев­рейского народа на создание своего собственного государства непре­ложно. Еврейский народ, как и всякий другой народ, обладает естест­венным правом быть независимым в своем государстве. На этом осно­вании мы, члены Народного Совета, представители еврейского насе­ления Эрец-Исраэль и сионистского движения, собрались в день исте­чения срока британского мандата на Эрец-Исраэль и в силу нашего естественного и исторического права и на основании решения Гене­ральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций настоящим провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец-Исраэль – Государства Израиль.

    Постановляем, что с момента истечения срока мандата, сегодня ночью, в канун субботы, 6 ияра 5708 года, 15 мая 1948 года и впредь до создания выборных и нормально функционирующих государствен­ных органов в соответствии с конституцией, которая будет установ­лена избранным Учредительным Собранием не позже 1 октября 1948 года, Народный Совет будет действовать как Временный Государст­венный Совет, его исполнительный орган – Народное правление – будет являться Временным Правительством Еврейского Государства, которое будет именоваться Израилем.

    Государство Израиль будет открыто для репатриации и объедине­ния в нем рассеянных по свету евреев; оно приложит все усилия к раз­витию страны на благо всех ее жителей. Оно будет зиждиться на осно­вах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами ев­рейских пророков. Оно осуществит полное общественное и политиче­ское равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право поль­зования родным языком, право образования и культуры. Оно будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии Организации Объединенных Наций.

    Государство Израиль изъявляет готовность сотрудничать с орга­нами и представителями Организации Объединенных Наций в деле проведения в жизнь резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года и предпримет шаги к осуществлению экономического един­ства всей Эрец-Исраэль.

    Призываем Организацию Объединенных Наций оказать содейст­вие еврейскому народу в строительстве его государства и принять Го­сударство Израиль в семью народов миря.

    Призываем сынов арабского народа, проживающих в Государстве Израиль – даже в эти дни кровавой агрессии, развязанной против нас много месяцев тому назад — блюсти мир и участвовать в строитель­стве Государства на основе полного гражданского равноправия и соот­ветствующего представительства во всех его учреждениях, временных и постоянных.

    Протягиваем руку мира и предлагаем добрососедские отношения всем соседним государствам и их народам и призываем их к сотрудни­честву с еврейским народом, обретшим независимость в своей стране. Государство Израиль готово внести свою лепту в общее дело развития всего Ближнего Востока.

    Призываем еврейский народ во всех странах рассеяния сплотиться вокруг евреев Израиля в деле алии и строительства и присоединиться к их великой борьбе за воплощение извечной мечты народа Израиля об избавлении.

    Уповая на Твердыню Израиля, мы скрепляем нашими подписями сказанное в настоящей Декларации на заседании Временного Государ­ственного Совета иа родной земле, в городе Тель-Авиве, в сей день, канун субботы, 5 дня месяца ияр года 5708, 14 мая 1948 года.

    Давид Бен Гурион и др.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Сталин и создание государства Израиль

    А нтисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим, ни бытовым. Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. В Грузии, где Сталин вырос, не существовало еврейских гетто, и грузинская еврейская диаспора была ассимилирована в грузинскую культуру. Евреи в Грузии жили столетиями. Они появились в Закавказье из Палестины и Персии, а не из Европы, говорили на грузинском языке и имели грузинские имена. Антисионизм Сталина наиболее заметно проявился после войны, когда «еврейский вопрос» стал острой международной проблемой. Социальное и правовое положение российских евреев радикально улучшилось именно после Октябрьской революции. Этому прежде всего способствовали отмена «черты оседлости» евреев и поддержка еврейской интеллигенцией социалистических идеалов. Однако СССР был антирелигиозным государством, и поэтому еврейские религиозные общины продолжали притесняться, но не больше, чем православные, мусульманские или католические. Буддизм был запрещен полностью. В СССР не было выходных дней или каникул, привязанных к каким-либо религиозным праздникам, и не только традиционно отмечавшиеся в России Рождество и Пасха считались рабочими днями, но и семидневная неделя была отменена в 20-е и в 30-е годы — до 1936 года. Заводы, фабрики, школы и другие учреждения работали на основе «шестидневок», пять рабочих дней и шестой — выходной. Это обеспечивало два выходных дня в конце тех месяцев, которые насчитывали 31 день. Все эти антирелигиозные и календарные реформы проводились еще в «ленинский» период советской власти, то есть до 1924 года. Пик антирелигиозных декретов наблюдался в 1921 году, совпадая с началом голода, более либеральной экономической политикой (НЭП) и окончанием Гражданской войны. Мусульманство и иудаизм труднее уживаются с коммунистическим режимом, чем православное христианство, так как они связаны с большим числом ритуальных обязанностей и содержат элементы законодательства. Легализация церкви, осуществленная Сталиным в 1943 году, касалась лишь православной религии и не распространялась на мусульманство, иудаизм и католицизм. В период войны и после войны особенно жестокие репрессии обрушились на мусульманские народы Кавказа и Крыма и на католические общины в Эстонии, Латвии, Литве и в Западной Украине. Государственный антисемитизм был скрытым и маскировался как борьба с космополитизмом. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Именно истребление евреев в Европе, осуществлявшееся с невиданной в истории цивилизаций жестокостью, привело к необходимости создания независимого еврейского государства. Это было возможно после войны только на территории Палестины, не имевшей и в 1945 году международного юридического статуса. Крымский проект ЕАК не мог быть альтернативой, так как на территории СССР создание действительно независимого еврейского государства было невозможно.

    Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль. Можно сказать даже больше — без поддержки Сталиным проекта создания еврейского государства на территории Палестины это государство в 1948 году не могло бы быть создано. Поскольку реально Израиль мог появиться лишь в 1948 году, так как именно в это время заканчивалось действие британского мандата на управление этой территорией, то решение Сталина, направленное против Великобритании и ее арабских союзников, имело историческое значение.

    До 1918 года Палестина входила в состав Османской империи, и создание в Палестине еврейских поселений, финансируемое сионистскими организациями, было крайне трудным. После поражения центральных держав в Первой мировой войне и распада двух империй, Австрийской и Османской, происходило образование большого числа новых государств, границы которых, часто очень произвольно, определялись странами-победителями. Палестина осталась просто «территорией», мандат на управление которой вновь созданная Лига Наций передала Великобритании. На этой территории в 1919 году жили 568 000 арабов-мусульман, 74 000 христиан и 58 000 евреев. Британское правительство, в отличие от турецкого султана, не запрещало иммиграцию евреев-поселенцев, но ввело жесткую квоту, не превышавшую 10 тысяч человек в год. Арабы всячески противились заселению Палестины евреями, и весь период британского мандата на эту территорию был насыщен конфликтами между арабским и еврейским населением. В период Второй мировой войны резко возросла нелегальная иммиграция евреев в Палестину. Это были, главным образом, беженцы из Европы и из Северной Африки, где шли сражения между германской и британской армиями. Постоянные конфликты вооруженных групп евреев с британскими гарнизонами стали обычным явлением. К 1946 году Британия не могла сохранять стабильность в Палестине и решила отказаться от своего мандата. К февралю 1947 года, когда в Организации Объединенных Наций была создана особая комиссия по Палестине, на подмандатной территории проживали 1 091 000 арабов-мусульман, 614 000 евреев и 146 000 христиан.

    Проблема Палестины оказалась очень трудной и для ООН. Великобритания, мандат которой истекал в мае 1948 года, настаивала на создании единого мультиэтнического палестинского государства. По этому принципу была создана в 1943 году соседняя независимая республика Ливан, управлявшаяся также с 1919 года Францией по мандату Лиги Наций. В Ливане в 1943 году христиане, православные греки, армяне и марониты составляли немногим меньше половины населения, около 7 процентов приходилось на друзов, и остальные были мусульманами, шиитами и сунитами примерно в равных пропорциях. Другие члены ООН, учитывая конфликтные отношения между арабами и евреями, предлагали создание федеративного государства по типу Югославии или Швейцарии. Этот проект был трудноосуществим, так как три основные религиозные и этнические группы в Палестине не имели достаточно изолированных территорий и были перемешаны.

    Третий проект, который поддерживали прежде всего США и СССР, предполагал разделение Палестины на два самостоятельных государства — палестинское и еврейское. В состав еврейского государства могли войти районы с преобладанием еврейского населения с центром в Тель-Авиве, в состав палестинского арабского государства отходила большая часть остальной территории. Иерусалим предполагалось объявить «открытым городом» под международным контролем. Обсуждать проблему Палестины в Совете Безопасности ООН было невозможно, так как Великобритания имела в этом случае право вето. Решение проблемы могло быть достигнуто только голосованием на пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Для подготовки проекта к голосованию была создана специальная комиссия по Палестине. Эта комиссия, работавшая несколько месяцев, рекомендовала для голосования в ООН именно тот проект двух государств, который поддерживали, прежде всего, США и СССР. Великобритания и все арабские и мусульманские страны были против. Главная сложность принятия рекомендованного проекта состояла в том, что по Уставу ООН за него должно было проголосовать не простое большинство, а две трети стран, входивших в ООН. В этих условиях позиция СССР, то есть Сталина, была критической. Сталин практически контролировал голоса пяти стран-членов ООН: СССР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Чехословакии и Польши. В 1947 году в ООН было всего лишь 60 членов. Страны, считавшиеся агрессорами в недавно закончившейся войне, — Германия, Япония, Австрия, Румыния, Венгрия и некоторые другие еще не были приняты в ООН. Большая часть африканских и почти половина азиатских стран все еще относились к разряду колоний.

    Вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, открывшаяся в сентябре 1947 года, приняла на себя обязанности временного комитета по Палестине и очень подробно обсудила все аспекты проблемы, заслушав не только доклад подкомитета, в который входили США и СССР, но и подкомитета мусульманских стран. Атмосфера дискуссии перед предварительным голосованием 25 ноября 1947 года была очень напряженной. В поддержку создания в Палестине двух независимых государств проголосовали 25 стран, 13 стран выступили против этого проекта и 17 стран, включая Великобританию и Югославию, воздержались. Югославия, хотя она входила в 1947 году в советский блок, поддерживала идею федеративной Палестины. СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия и Польша поддержали план разделения Палестины на два самостоятельных государства.

    Но для квалифицированного большинства в две трети не хватало одного голоса. На Ассамблею ООН не приехали делегации Филиппин и Парагвая. Эти страны были в 1947 году сателлитами США, и их представителей срочно доставили в Нью-Йорк. Разочарованием для еврейских и сионистских организаций было и слишком большое число воздержавшихся. Даже наличие большинства в две трети за счет 27 голосов из 57 стран, принимавших участие в работе Генеральной Ассамблеи, обеспечивало все же очень слабый мандат. Дискуссия и интенсивное лоббирование в течение нескольких дней до окончательного голосования 29 ноября 1947 года были очень активными.

    Председателем советской делегации на этой сессии ООН был Андрей Громыко, первый постоянный представитель СССР в ООН. В Москве в МИД наблюдение за работой советской делегации в ООН осуществлял главным образом Андрей Вышинский, в прошлом Генеральный прокурор, а с 1946 года заместитель министра иностранных дел СССР. Вышинский, в свою очередь, получал инструкции не столько от Молотова, сколько от Сталина, с которым он имел дружеские связи еще с периода 1908—1909 годов, когда они оба отбывали наказание в тюремной крепости в Баку за революционную деятельность — Сталин как большевик, Вышинский как меньшевик. Уместно привести отрывки из выступлений Громыко, чтобы были ясны аргументы советской делегации. Перед предварительным голосованием Громыко говорил общими словами:

    «Сущность проблемы состоит в праве на самоопределение сотен тысяч евреев и также и арабов, живущих в Палестине. их право жить в условиях мира и независимости в их собственных государствах. Надо принять во внимание страдания еврейского народа, которому Ни одно из государств Западной Европы не смогло порочь в период их борьбы с гитлеризмом и с союзниками Гитлера в защите их прав и их существования. ООН должна помочь каждому народу на получение права на независимость и самоопределение. » [63]

    Читайте также:  Особенности репатриации в Израиль из России

    Перед вторым решающим голосованием 29 ноября 1947 года Громыко выступил с более ясным предложением:

    «. Опыт изучения вопроса о Палестине показал, что евреи и арабы в Палестине не хотят или не могут жить вместе. Отсюда следовал логический вывод: если эти два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства — арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта по мнению советской делегации нельзя придумать. » [64]

    В решающем голосовании Генеральной Ассамблеи ООН 33 страны поддержали резолюцию о создании независимых арабского и еврейского государств; 13 стран голосовали против этого проекта, и число воздержавшихся уменьшилось до 10. Пять стран советского блока обеспечивали необходимое большинство в две трети. Если бы эти страны поддержали арабскую позицию, то соотношение «за» и «против» составило бы 28 к 18. Это не обеспечивало бы большинства в две трети, и поэтому создание Израиля не получило бы мандата ООН. Против создания Израиля в этом голосовании были мусульманские страны; Афганистан, Египет, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция и Йемен. Голосовали против также Индия, Греция и Куба [65] Югославия и Великобритания, которые в дебатах выступали против создания независимого еврейского государства, при голосовании воздержались. Югославия не могла выступать против СССР, Британия — против США. Изменили свою позицию от первого к второму голосованию: Бельгия, Франция, Голландия, Новая Зеландия, Люксембург, Либерия, Гаити. Все эти страны в 1947 году сильно зависели от американской экономической помощи через план Маршалла. Возмущенные принятым решением в пользу Израиля, арабские делегации покинули Нью-Йорк до окончания работы OOH. Мандат Великобритании на Палестину истекал 14 мая 1948 года. В эти несколько месяцев до формального провозглашения государства Израиль евреи начали быстро создавать государственную инфраструктуру и армию. Все арабские страны, окружавшие в то время Палестину, начали готовиться к войне.

    Когда Израиль был формально провозглашен 17 мая 1948 года независимым государством, то на следующий день США признало это государство, но только де-факто, что не подразумевало полных дипломатических отношений. СССР признал Израиль через два дня и, сразу де-юре. СССР был первой страной, установившей с Израилем дипломатические отношение США сделали такой же шаг лишь в 1949 году.

    В день провозглашения Израиля самостоятельным Государством регулярные армии Ирака, Сирии, Египта, Ливана и Йордании вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В этой войне именно Советский Союз оказал Израилю быструю и эффективную военную помощь. Через Чехословакию и Румынию в Израиль было отправлено по морю большое количество оружия всех видов. Большая часть это-го оружия была из запасов немецкого трофейного снаряжения. Поставки включали пулеметы, минометы, артиллерию и немецкие истребители «мессершмиты». Великобритания, напротив, поставляла оружие зависимым от нее арабским странам. Все эти страны, кроме Ливана, были в 1947 году монархиями, созданными Великобританией после Первой мировой войны. США объявили эмбарго на поставки оружия в этот регион.

    Вместе с оружием из стран Восточной Европы в Израиль приехало большое число военных — евреев, имевших опыт участия в войне против Германии. Секретно отправлялись в Израиль и советские военные офицеры. Появились большие возможности и у советской разведки. По свидетельству генерала Павла Судоплатова, использование офицеров советской разведки в боевых и диверсионных операциях против британцев в Израиле было начато уже в 1946 году [66]

    Голда Меир, первый посол Израиля в Москве и в последующем премьер-министр Израиля, пишет в своих воспоминаниях:

    «Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие двадцать пять лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли ли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы, которые мы смогли закупить в Чехословакии и транспортировать через Югославию и другие балканские страны в те черные дни начала войны, пока положение не переменилось в июне 1948 года? В первые шесть недель войны мы очень полагались на снаряды, пулеметы и пули, которые Хагане [**] удалось закупить в Восточной Европе, тогда как даже Америка объявила эмбарго на отправку оружия на Ближний Восток, хотя, разумеется, мы полагались не только на это. Нельзя зачеркивать прошлое оттого, что настоящее на него не похоже, и факт остается фактом: несмотря на то, что Советский Союз впоследствии так яростно обратился против нас, советское признание Израиля 18 мая имело для нас огромное значение. Это значило, что впервые после второй мировой войны две величайшие державы пришли к согласию в вопросе о поддержке еврейского государства, и мы, хоть и находились в смертельной опасности, по крайней мере знали, что мы не одни. Из этого сознания — да и из суровой необходимости» — мы почерпнули ту если не материальную, то нравственную силу которая и привела нас к победе» [67]

    Очень часто высказывается предположение о том, что Сталин предполагал, что ему удастся присоединить Израиль к советскому блоку. Такого намерения у Сталина не было. Проамериканская ориентация Израиля была слишком ясной. Новая страна создавалась на деньги богатых американских сионистских организаций, которые оплачивали и то оружие, которое закупалось в Восточной Европе. В 1947 году многие и в СССР, и в Израиле считали, что позиция СССР в ООН определялась моральными соображениями. Громыко на короткий срок стал самым популярным в Израиле человеком. Даже Голда Меир в 1947 и 1948 годах была уверена, что Сталин помогает евреям из каких-то высоких моральных соображений:

    «Признание Советского Союза, последовавшее за американским, имело другие корни. Теперь я не сомневаюсь, что для Советов основным было изгнание Англии с Ближнего Востока. Но осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжко пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство» [68]

    В действительности, по мнению Сталина, создание Израиля отвечало в тот период и на обозримое будущее внешнеполитическим интересам СССР. Поддерживая Израиль, Сталин «вбивал клин» в отношения США и Великобритании и в отношения между США и арабскими странами. По свидетельству Судоплатова, Сталин предвидел, что арабские страны в последующем повернутся в сторону Советского Союза, разочаровавшись в англичанах и американцах из-за их поддержки Израиля. Помощник Молотова Михаил Ветров пересказал Судоплатову слова Сталина:

    «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице для арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке»[69]

    Внешнеполитический прогноз Сталина в основном оправдался. В арабских и во многих других мусульманских странах было подорвано влияние не только Британии, но и США.

    63. Official Records of the General Assembly of UN. Second Session. 12th Meeting. – P. 69-70.

    64. Ibid. 125th Meeting. – P. 1359; Речь Громыко А.А. на Пленарном заседании Генеральной Ассамблеи 28 ноября 1947 года // Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. Часть II. – М.: Гос-политиздат, 1952. – С. 241.

    65. Official Records. 128th Meeting. – P. 1424-1425.

    66. Судоплатов Павел. Указ. соч. – С. 345; Sudoplatov. – Р. 293.

    67. Meir Golda. My Life. – London: Wpidenfeld and Nicolson, 1975. -P. 188-189; Meup Голда. Моя жизнь. Автобиография. – Иерусалим: Б-ка Алия, 1990. – С. 258.

    68. Ibid. – Р. 188; там же. – С. 257.

    69. Судоплатов Павел. Указ. соч. – С. 349; Sudoplatov. – Р. 296.

    1948 Образование Израиля

    В 1947 г. Великобритания возвратила свой мандат на Палестину Организации Объединенных Наций. 29 ноября Специальный комитет по Палестине ООН рекомендовал разделить Палестину на два независимых государства – еврейское и арабское. После того как англичане покинули Палестину, 15 мая 1948 г. было провозглашено создание Государства Израиль. Вновь возникшее государство открыло свои двери для еврейских иммигрантов со всего мира.

    Закончилась Вторая мировая война, мир праздновал победу над нацизмом. В этой войне погибла значительная часть почти 9?миллионной еврейской общины Европы, но для уцелевших испытания еще не закончились.

    После войны англичане наложили еще большие ограничения на еврейскую репатриацию в Палестину. Ответом было создание «Еврейского движения сопротивления». Несмотря на установленную англичанами морскую блокаду и патрулирование границ, с 1944 по 1948 г. тайными, нередко опасными путями в Палестину было переправлено около 85 тысяч человек.

    Положение в стране было крайне нестабильным, практически кризисным, и британское правительство было вынуждено передать решение палестинской проблемы в руки ООН. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов – 33 против 13 – приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства.

    О создании государства Израиль, первого еврейского государства почти за 2 тысячи лет, было объявлено в Тель-Авиве 14 мая 1948 года. Декларация вступила в силу на следующий день, когда последние британские солдаты покинули Палестину. День 15 мая палестинцы назвали аль-Накба – «Катастрофа».

    С начала года между арабскими и еврейскими силами происходили военные действия, направленные на удержание и захват территорий. Еврейские боевые организации Иргун и Лехи добились больших успехов, отвоевав не только территории, отведенные им декларацией ООН, но и значительную часть из тех, что предназначались арабскому государству.

    9 апреля еврейские боевики уничтожили значительное число жителей деревни Дейр-Ясин неподалеку от Иерусалима. Напуганные этим, несколько сот тысяч палестинцев бежали в Ливан, Египет и на территорию, известную сейчас как Западный берег реки Иордан.

    Еврейские силы добились успехов в пустыне Негев, в Галилее, в Западном Иерусалиме и на значительной части приморской равнины.

    В день провозглашения Израиля пять арабских стран – Иордания, Египет, Ливан, Сирия и Ирак – объявили ему войну и немедленно вторглись на территорию только что созданного государства, однако их армии были отброшены израильтянами. В войне, длившейся 15 месяцев, с израильской стороны погибло более 6000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование государства Израиль стало реальностью. На следующий год Кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5?й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут – День независимости.

    В результате перемирия Израиль включил в свои границы значительную часть бывшей британской Палестины. Египет удержал сектор Газа; Иордания аннексировала окрестности Иерусалима и земли, известные теперь как Западный берег реки Иордан; это составляло около 25 % территории подмандатной Палестины.

    Чудовищная катастрофа, постигшая еврейский народ при Гитлере, наглядно продемонстрировала, что единственное решение проблемы – создание независимого еврейского государства в Эрец-Исраэль, где еврейскому народу будет обеспечено достойное существование в условиях свободы и безопасности.

    Сотни тысяч евреев всего мира молились об осуществлении мечты многих поколений. Эта заветная мечта стала реальностью – выдающийся сионистский лидер Давид Бен-Гурион провозгласил создание государства Израиль на древней родине еврейского народа. Бен-Гурион объявил: «Мы, члены Временного Национального Совета, представители еврейского населения и сионистского движения, в день окончания британского Мандата на Палестину, в силу нашего естественного и исторического права и на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашаем настоящим создание Еврейского государства на Земле Израиля – государства Израиль». Государство Израиль было создано ценой жизни тысяч солдат и офицеров, которые погибли во имя того, чтобы у еврейского народа был свой уголок на земле – та страна, в которой жили их предки, страна, в которой стоял святой Храм и было еврейское царство.

    Государство Израиль не забывает тех, кому оно обязано своим существованием. Канун Дня независимости объявлен Днем поминовения солдат, погибших в войнах Израиля. Вечером зажигают поминальные свечи. В Иерусалиме, на военном кладбище на горе Герцля, проходит центральная церемония этого дня, которую молитвой «Изкор» открывает главный раввин Армии обороны Израиля. В траурной церемонии принимают участие руководство государства и члены семей погибших. В десять часов утра раздается звук сирены и по всей стране на две минуты замирает жизнь – люди стоя отдают дань памяти погибшим воинам. Приспущены государственные флаги, на военных кладбищах на протяжении всего дня проходят траурные митинги, а в школах – траурные собрания. У памятников погибшим несут почетный караул солдаты и школьники. Вся страна охвачена в этот день особым настроением, отдавая честь тем, кто пал, сражаясь за создание государства и безопасность его жителей.

    В Израиле праздник отмечается торжественными приемами, военные базы открыты для посещения, устраиваются воздушные парады и демонстрируется оснащение военно-морского флота. Сегодня Израиль может гордиться технической оснащенностью армии.

    Религиозные евреи читают особые молитвы и обязательно молитву «а-Лель», символизирующую национальное освобождение Израиля.

    С наступлением темноты завершается День поминовения – и на горе Герцля начинается красочная церемония празднования Дня независимости. 12 человек, мужчин и женщин, представляющих разные слои населения Израиля, зажигают 12 факелов в честь достижений государства Израиль. Государственный флаг снова поднимается на вершину флагштока. В конце церемонии ночное небо освещается разноцветным фейерверком. Площади городов заполняются празднующим народом. На подмостках выступают артисты, играют оркестры. Улицы и балконы домов украшены израильскими флагами. В синагогах читают молитву за благополучие и безопасность государства, в которой выражена также надежда на то, что все сыны еврейского народа возвратятся в свою страну. День независимости завершается торжественной церемонией вручения государственных премий Израиля в области научных исследований, литературы и искусства.

  • Ссылка на основную публикацию