Правоспособность иностранных лиц и лиц без гражданства

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Гражданская правоспособность лиц без гражданства (апатридов), т. е. лиц, которые проживают на нашей территории, не являясь российскими гражданами и не имея доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, аналогична правоспособности иностранных граждан. Согласно п. 1 ст. 160 Основ лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Следовательно, им, как и иностранным гражданам, предоставлен национальный режим. Отдельные изъятия могут быть установлены законами РФ.

Правоспособность присуща любому человеку как биосоциальному индивиду и не зависит от его умственных способностей или состояния здоровья. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и прекращается с его смертью или после объявления в установленное порядке данного человека умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного законом срока. Гаврилов В. В. Международное частное право.- М.: НОРМА- ИНФРА- М, 2000, с. 99

Таким образом, исходя из данного определения в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Вместе с тем в России могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством.

Как устанавливается частью третьей Гражданского кодекса, гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Гражданский кодекс РФ ст. 1196

Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства РФ (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда).

Закон о правовом положении иностранных граждан 1981 г. предусматривает разделение всех иностранцев на две категории: постоянно проживающих и временно пребывающих на территории нашей страны, предоставляя первым больший объем прав по сравнению со вторыми. ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” Отнесение лица к той или иной категории зависит не от срока его пребывания на территории РФ, а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране существенным образом определяет его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются в правах к гражданам России. Богуславский М.М. Международное частное право.- М., 1998, с. 111-112.

Несмотря на то, что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Поэтому федеральное законодательство Российской Федерации устанавливает определенные изъятия прав иностранных граждан.

Так, иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т. д.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации. статья 56 Федеральный закон от 30.04.99 N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» //РГ, 01.05.99. N 85-86, стр. 9

Вместе с тем согласно той же статье предусматривается возможность вхождения лиц указанных категорий в состав судовой команды. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа рыбопромыслового судна – федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

В Воздушном кодексе Российской устанавливается: в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом. ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.97 г. N 60-ФЗ // РГ, 26.03.97, N 59-60 Однако, иностранные граждане допускаются в состав авиационного персонала наравне с российскими гражданами, если у них наличествует необходимый документ и признана его действительность.

В ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельности. Так, например, в области предпринимательской деятельности к иностранцам предъявляются дополнительные требования: иностранцам предоставляется право заниматься предпринимательской деятельностью в России при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства.

В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., за иностранцем признается авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за пределами территории Российской Федерации, лишь при наличии соответствующего международного договора.

Архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществляется наравне с гражданами Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ. Однако при отсутствии соответствующего международного договора указанные категории лиц могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором-гражданином РФ или юридическим лицом, имеющими лицензию. ст. 10 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.95 N 169-ФЗ // СЗ РФ, 20.11.95, N 47, ст. 4473

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» устанавливается общее ограничение прав иностранцев в рамках понятия иностранной инвестиции: «иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданского права, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации». ст. 2 ФЗ N 160-ФЗ от 09.07.99 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ, 12.07.99, N 28, ст. 3493

Участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, а могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии, что иностранные граждане и юридические лица наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности (ст. 1-2 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г., ст. 7 Закона РФ «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 г., ст. 22 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г.).

Для иностранных граждан устанавливается необходимость получения специальных разрешений органов государственной власти и местного самоуправления и обязательное извещение компетентных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких (до 200 человек среднесписочной численности работающих или с балансовой стоимостью по состоянию на 1 января 1992 г. до 1 млн. рублей) предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284

Особенности определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н.С. Караиван

Текст научной работы на тему «Особенности определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Особенности определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Вопросы гражданско-правового статуса иностранцев, находящихся на территории иностранного государства, всегда занимали центральное место в науке и практике международных частноправовых отношений. В международном частном праве физические лица классифицируются, как правило, на три группы: собственные (отечественные) граждане, граждане иностранных государств (иностранные граждане) и лица без гражданства. В последние годы становится все более актуальным выделение в отдельную категорию еще одной группы лиц — беженцев. Особенности правового статуса физических лиц определяются государствами в зависимости от категории, к которой они относятся.

Иностранным гражданином в России признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане дифференцируются на лиц, постоянно проживающих в РФ и временно пребывающих на ее территории. Лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане, равно как и лица без гражданства, входят в число субъектов международных частноправовых отношений, т.е. являются участниками гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, имеющими определенные права и обязанности. Под иностранным элементом подразумеваются имущественные

отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное гражданство (подданство); субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

Объем правомочий, которыми обладают данные категории лиц как субъекты трансграничных отношений, определяется через две основные категории: правоспособность и дееспособность.

Согласно общему правилу, гражданская правоспособность физического лица — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она возникает с момента рождения такого лица и прекращается его смертью (ст. 17 ГК РФ). При определении гражданской правоспособности физического лица необходимо руководствоваться его личным законом. Данное положение закреплено в ст. 1196 ГК РФ. При этом стоит помнить, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ обладают равной правоспособностью с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законом. Это означает, что независимо от пола, расы, национальности, религиозного мировоззрения и прочих факторов, они могут, например, иметь в собственности имущество, обладать имущественным и личными неимущественными правами наравне с российскими гражданами. Все правила, что установлены гражданским законодательством РФ, распространяются на них в равной степени. В некоторых случаях российский законодатель предполагает дифференцированный подход в определении право- и дееспособности иностранных граждан на своей территории. Подобного рода особенности правового положения данной категории субъектов возникают из специальных двусторонних соглашений РФ. Например, договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства», в соответствии с которым, например, на граждан Республики Беларусь не распространяется установленный порядок при-

влечения иностранной рабочей силы, их принимают на работу как россиян.

Личный закон используется в форме национального закона (закон гражданства) или закона места жительства (закон домицилия). Существует и смешанный подход в определении личного закона физического лица.

Личный закон физического лица в форме закона гражданства предполагает то, что правоотношения, в которых участвует иностранный гражданин, регулируются правом того государства, гражданством которого он обладает.

Личный закон в форме места жительства предполагает, что правоотношения, в которых участвует иностранный гражданин или лицо без гражданства, регулируются законом той страны, на территории которой это лицо постоянно проживает или находится, т.е. имеет место жительства.

Выбор личного закона физических лиц осуществляется по усмотрению законодателя. В большинстве европейских стран применяется личный закон в форме закона гражданства. В странах с системой общего права (Англия, США, Канада) отдают предпочтение личному закону в форме места жительства. Российская Федерация и ряд других стран придерживаются иного подхода — смешанной системы определения личного закона физического лица.

Так, согласно п. 1 ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданством которого это лицо обладает. При этом российское право является также личным законом для иностранного гражданина, постоянно проживающего на ее территории. В случае, если лицо является бипатридом, т.е. обладает двойным гражданством, то личным законом такого лица тоже признается российский закон. Подобное правило действует в отношении лиц без гражданства, имеющих место жительство на территории РФ (ст. 1195 ГК РФ).

Читайте также:  Порядок приобретения гражданства РФ для жителей ПМР в 2020 году

Существует ряд исключений из принципа определения право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства по личному закону в РФ. Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранными гражданами

и лицами без гражданства на территории РФ: иностранный гражданин, заключая в России сделки, не вправе ссылаться на объем правомочий, которым он обладал в своем государстве.

Во-вторых, именно российским правом определяется гражданская дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Федерации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил собственному праву решение вопросов о признании в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, а также об объявлении их умершими.

Новеллой российского гражданского законодательства является определение личного закона беженца. Согласно п. 6 ст. 1195 ГК РФ личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Данное положение является исключительным и отражает тот факт, что в силу особых обстоятельств, при которых беженцы были вынуждены покинуть страну своего гражданства или постоянного проживания, их связь с данной страной утрачивается, и определяющим для правового положения таких лиц в целом становится право принявшей их страны. Именно законодательство принявшей страны определяет само понятие беженца, условия, при которых лицо может получить статус беженца, в том числе объем право- и дееспособности лиц, получивших такой статус. Норма, регулирующая правовой статус беженцев на территории РФ, очень важна для поддержания стабильности как среди граждан РФ, так и среди самих лиц, получивших этот статус. В сложившейся политической ситуации данный вопрос стоит крайне остро в международном сообществе. Проблемой становится определение гражданского статуса сотен тысяч беженцев из Сирии и других горячих точек Ближнего Востока, наделения их объемом правомочий, регулирования их прав и обязанностей с учетом международных требований без нанесения урона собственному правопорядку. Российская Федерация,

в отличие от стран Европы, сумела урегулировать вопрос о правовом положении беженцев соответствующей нормой гражданского законодательства.

Личный закон определяет, право какой страны применимо к тому или иному лицу, в то время как объем прав различных категорий участников трансграничных отношений регулируется национальным правовым режимом, режимом наибольшего благоприятствования и специальным (преференциальным) режимом.

Необходимо проанализировать именно национальный режим, который, в отличие от других правовых режимов, имеет большее значение в трансграничных отношениях с участием физических лиц и не закрепляется в каких-либо международных договорах, а существует на основании взаимности. В соответствии с национальным режимом и ст. 1196 ГК РФ законодатель уравнивает в гражданских правах иностранных и отечественных граждан. Принцип национального режима для иностранных граждан действует как общий принцип права. Он закреплен в ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Однако, несмотря на общие подходы в отношении национального режима, российский законодатель предусматривает изъятия из него. Такие изъятия устанавливаются, как правило, федеральным законодательством. В качестве примера можно привести невозможность для иностранных граждан занимать определенные должности в России, введение различного рода ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства в экономическом секторе страны, определенные ограничения прав иностранцев присутствуют в земельных правоотношениях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ ограничение правоспособности иностранных граждан в отдельных случаях возможно в порядке реторсии, т.е. ответной меры в отноше-

нии граждан тех государств, которые каким-либо образом ограничивают гражданскую правоспособность российских граждан.

В сложившейся политической ситуации в мире каждому государству очень важно определить личный статус всех категорий субъектов трансграничных отношений на своей территории, возможность и способы их участия в гражданском обороте своего государства, их правовую связь и функционирование в рамках международного пространства. В Российской Федерации законодатель регулирует этот вопрос при помощи норм международного частного права, в частности, таких категорий, как личный закон, принцип национального режима, взаимность и реторсии. Положения, охваченные данными категориями, определяют, какое право стоит применять к иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории РФ, регулируют их объем правоспособности. Личный закон в РФ носит ряд особенностей в определении правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства и предполагает применение в их отношении преимущественно собственно права, в отличие от большинства европейских государств.

Принцип национального режима предназначен обеспечить реализацию прав как иностранных граждан на территории РФ, так и российских граждан за рубежом, поэтому крайне важно его легальное закрепление в законодательстве страны.

Нельзя не сказать о проблеме статуса беженцев, которая представляет сейчас актуальную тему не только для России, но и для всего европейского сообщества в целом. Определение понятия и правого статуса беженца имеет не только юридический, но и экономический характер, т.к. миграция данных категорий граждан неизменно отражается на любой национальной экономической системе, а отсутствие юридически грамотного толкования их правового статуса только усугубляет экономическую ситуацию в стране. В настоящее время проблема миграции затронула преимущественно европейские страны, но и в России он приоб-

ретает все большее значение. Не желая или откладывая по каким-либо причинам решение проблемы определения правового положения лиц, признанных беженцами, принявшая страна рискует допустить ущемление прав данной категории лиц и нанесение ущерба собственному правопорядку. Россия — одна из немногих стран, сумевшая урегулировать в рамках собственного законодательства данный вопрос и определить статус беженцев, что, безусловно, является реальным преимуществом ее законодательства перед законодательствами других государств.

1. Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. 2000. № 6,7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Международное частное право. Постатейный комментарий к разделу VI / Под ред. П.В.Крашенинникова. М., 2014.

3. Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 2002.

4. Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в РФ. М., 2007.

5. Звеков В.П. Международное частное право М., 2000.

6. Международное частное право: уч. пособие / Под ред. Н.И.Марыше-вой. М., 2012.

7. Богуславский Н.М. Международное частное право: Учебник. М., 2011.

8. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. М., 2013.

Гражданская правоспособность иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую правовую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пределов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.

Иностранные граждане согласно ст. 1196 ГК пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т.е. им предоставляется национальный правовой режим. Следовательно, иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, обладают равной правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения . Они, как и российские граждане, могут иметь имущество в собственности, пользоваться жилыми помещениями и иным имуществом, наследовать и завещать имущество и иметь иные имущественные и личные неимущественные права, не запрещенные действующим гражданским законодательством и не противоречащие его общим началам.

Установив для иностранных граждан национальный режим, ГК предусмотрел в изъятие из этого правила возможность некоторых ограничений правоспособности иностранных граждан по сравнению с правоспособностью российских граждан. Например, в состав экипажа воздушных и морских судов могут входить по общему правилу лишь российские граждане.

Иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных особых территориях (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ). Ограничение гражданской правоспособности иностранных граждан, помимо указанных случаев, возможно по постановлению Правительства РФ в порядке ответной меры (реторсии) для граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности российских граждан (ст. 1194 ГК). Например, если в какой-либо стране нашим гражданам запрещено приобретать в собственность жилые дома, то граждане этой страны согласно данному закону также не вправе будут иметь жилые дома на праве собственности на нашей территории.

Гражданская правоспособность лиц без гражданства (апатридов), т.е. лиц, которые проживают на нашей территории, не являясь российскими гражданами и не имея доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, аналогична правоспособности иностранных граждан. Согласно ст. 1196 ГК лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Следовательно, им, как и иностранным гражданам, предоставлен национальный правовой режим. Отдельные изъятия могут быть установлены законами РФ. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РФ, гарантированы права и свободы, предусмотренные ее законами, в том числе в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Наряду с этим на них возлагается обязанность соблюдать требования указанных законов.

Дееспособность гражданина – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в дееспособности. Если ограничение правоспособности и (или) дееспособности наступило после издания соответствующего акта государственного органа или иных органов, то это влечет недействительность данного акта.

Выделяют, как вид дееспособности, гражданскую правовую дееспособность, которая предполагает гражданские права и обязанности и большей частью регламентируется Гражданским Кодексом РФ. Классифицирует гражданскую правоспособность согласно ГК следующим образом. До 6 лет ребенок считается абсолютно недееспособным в силу абсолютно незрелой психики, что не отменяет его правоспособности, так как правоспособность возникает с момента рождения. От 6 лет до 14 лица считаются Гражданским Кодексом малолетними, но при этом ГК закрепляет за ними дееспособность малолетних, которое обозначает:

1) мелкие бытовые сделки, то есть сделки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей, исполняются обычно при их совершении и незначительны по сумме

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие регистрации или нотариального удостоверения

3) сделки по распоряжению денежных средств, предоставленных законным представителем или, с согласия последнего, третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

Малолетние не обладают гражданской деликтоспособностью, то есть не могут нести ответственность за свои действия. В качестве представителя лицам до 14 лет назначается опекун.

Лица в возрасте от 14 до 18 лет считаются обладающими частичной дееспособностью, поскольку могут совершать сделки лишь с письменного согласия родителей или законных представителей. Впрочем, частично дееспособное лицо может осуществлять ряд прав самостоятельно:1.свободно распоряжаться своими заработками, стипендией;2.осуществлять права автора произведений искусства, науки, литературы и т.д.;3.вносить вклады в кредитные организации;4.с 16 лет лицо может быть членом кооператива;5.самостоятельно нести ответственность за свои действия;

В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет. Согласно ст. 21 п.2 ГК лицо, достигшее совершеннолетия, полностью несет ответственность за свои действия, при этом ГК закрепляет два случая наступления дееспособности до 18-летия: 1) эмансипация лица от 16 лет, осуществляющего трудовую деятельность или предпринимательскую деятельность и 2) вступление несовершеннолетнего лица в брак. Эмансипация происходит путём дачи согласия несовершеннолетнего лица, обоих родителей или представителей лица с принятием в дальнейшем решения органов опеки и попечительства или суда.

Если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению членов семьи, прокурора, органов опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения и других лиц, указанных в ст. 281 ГПК. Для определения психического состояния лица назначается судебная экспертиза.

Читайте также:  Приобретение гражданства РФ после оформления вида на жительство в 2020 году

Дееспособность не может быть ограничена кроме как в случаях, предусмотренных законом. Суд может ограничить права частично дееспособных лиц. В случаях, когда брак с несовершеннолетним признан недействительным, суд может ограничить дееспособность несовершеннолетнего бывшего супруга. Либо лицо может быть ограничено в дееспособности, если его действия ставят в тяжелое материальное положение его семью.

Гражданская дееспособность иностранного лица определяется по личному закону физического лица.

Опека устанавливается над лишенными родительского попечения малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ).

Попечительство устанавливается над лишенными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но осуществляет за ними контроль путем дачи согласия на совершение тех сделок, которые гражданин, находящийся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. При этом согласие попечителя должно быть письменным, особенно если сама сделка требует письменной формы. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечитель не является законным представителем подопечного.

Таким образом, можно сказать, что основное различие опеки и попечительства состоит в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объема дееспособности их подопечных.

Опекуном (попечителем) может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин при условии его согласия на это. Согласие подопечного не является обязательным для назначения опеки (попечителя), но в случае, когда это возможно, его желание выявляется и учитывается. Опекунами (попечителями) преимущественно назначаются лица, близкие подопечному, а при их отсутствии — по выбору органов опеки и попечительства. Закон запрещает назначение опекунами и попечителями лиц, лишенных родительских прав (ст. 35 ГК РФ). Еще более жесткие требования к личности опекунов и попечителей установил Семейный кодекс РФ. Так, в соответствии п. 3 ст. 146 СК, не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Патронаж.

Опека прекращается: над несовершеннолетними — автоматически по достижении ими 14 лет (заменятся попечительством); над недееспособными душевнобольными — на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления.

Попечительство прекращается: над несовершеннолетними — по достижении ими 18 лет, при вступлении несовершеннолетнего в брак и в случае эмансипации, а над совершеннолетними ограниченно дееспособными — на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности. Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти подопечного либо объявления его умершим.

Патронаж – устанавливается над дееспособным гражданином с его согласия и даже по его инициативе. В ГК под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья: из-за болезни, физических недостатков, немощи по старости. Попечитель (помощник) назначается в таком случае органом опеки и попечительства по заявлению данного дееспособного лица. Обязательным является согласие гражданина на установление над ним патронажа и на назначение в качестве попечителя конкретного лица. Особенность правового положения попечителя-помощника заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.

Право граждан на предпринимательскую деятельность. Его содержание и правовые формы реализации.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Место жительства гражданина – в качестве такового признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ).

С местом жительства гражданина законодательство РФ связывает важнейшие правовые последствия. Так, именно с местом жительства гражданина связаны признание его безвестно отсутствующим и объявление умершим. В соответствии с местом жительства определяются подсудность при предъявлении иска, место открытия наследства, исполнения обязательств и т. п.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев.

Правоспособность иностранных лиц и лиц без гражданства

Вопросы гражданско-правового статуса иностранцев на территории конкретного государства издавна являлись краеугольными в международном частном праве. Первоначально именно отношения, связанные с правовым положением иностранных купцов, по русской терминологии того времени – «заморских гостей», составляли основную сферу действия международного частного права. Для международного частного права характерен дифференцированный подход к физическим лицам, находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный, во-первых, на разделении на соответствующие категории, а во-вторых, установлении определенного правового режима в отношении каждой из них. Таких категорий, как правило, три. Прежде всего, это собственные граждане данного государства. Затем следуют иностранные граждане и, наконец, лица без гражданства. В последние годы становится все более актуальным выделение в отдельную позицию и еще одной группы лиц – беженцев.

Иностранец – физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно является. Правовое положение иностранцев определяется совокупностью правовых норм, определяющих их права и обязанности. Эти нормы содержатся как в национальном законодательстве, так и в международно-правовых актах.

По общему правилу гражданская правоспособность лица – это его способность иметь гражданские права и обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом. Например, ст. 18 Гражданского кодекса РФ следующим образом раскрывает содержание гражданской правоспособности: «граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права». Приведенные формулировки свидетельствуют, что закон не ограничивает содержание гражданской правоспособности указанным перечнем правомочий лица. В практике международного частного права сложилось такое положение, когда иностранные граждане, обладая определенным объемом правоспособности, которая предоставлена им собственным правопорядком, во время своего пребывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в государстве пребывания, зачастую может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в своем отечестве.

Иностранные граждане, пребывающие на территории других стран, обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Преимущественно это осуществляется на основе принципа национального режима. Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях местным населением (ст.62 Конституции РФ). В российском законодательстве коллизионный аспект определения гражданской правоспособности физического лица соединен с материально-правовой нормой, устанавливающей общие рамки объемов правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ на основе принципа национального режима, закрепленного во многих других предписаниях отечественного правопорядка.

Таким образом, действующее коллизионное право Российской Федерации, помимо закрепления нового коллизионного принципа (личного закона), применительно к вопросам правоспособности позволяет говорить о двух аспектах проблемы: правоспособности как таковой, определяемой на основе отсылки к личному закону лица, и объеме правоспособности, обусловленном принципом национального режима.

Предписания об уравнивании в правах граждан договаривающихся государств содержатся в двусторонних соглашениях о правовой помощи. Так, в Договоре о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 19 июня 1992 г. указывается, что граждане одной договаривающейся стороны пользуются на территории другой договаривающейся стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане последней (ст. 1).

Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (СНГ) принцип национального режима имеет еще большую сферу действия, ибо он распространяется не только на граждан договаривающихся государств, но также и на другие категории субъектов, т. е. лиц, постоянно проживающих на территории соответствующей договаривающейся стороны. Следовательно, если гражданин Болгарии постоянно проживает на территории Российской Федерации, определение его правового статуса, скажем, в Республике Молдова или Украине должно подчиняться принципу национального режима, т. е. он должен быть уравнен в правах с собственными гражданами соответственно либо Молдовы, либо Украины.

Правоспособность иностранных физических лиц может ограничиваться также и посредством установления перечня секторов экономики, в которых не может быть занят иностранец. Например, в РФ архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется наравне с гражданами РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Однако при отсутствии соответствующего международного договора указанные категории лиц могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором – гражданином РФ или юридическим лицом, имеющими лицензию (ст. 10 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г.).

Во многих государствах иностранцы дифференцированы на несколько категорий в зависимости от целей и сроков пребывания. Например, во Франции в соответствии с Законом существуют посетители, т. е. временно пребывающие иностранцы: туристы, студенты, лица наемного труда (сезонные рабочие), коммерсанты; обыкновенные резиденты, т. е. лица, получившие разрешение – вид на жительство в течение 3 лет и «лица-резиденты» – лица, имеющие 10-летнее удостоверение – вид на жительство. К числу «привилегированных» иностранцев относятся граждане стран Европейского Сообщества, для которых, например, не требуется получать французское удостоверение коммерсанта. Именно принадлежность лица к той или иной категории определяет его правовое положение.

Наиболее общей для многих государств сферой, в которой действуют ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, являются трудовые отношения, а также отношения собственности, особенно в том, что касается вещных прав на недвижимость.

Статья 399 ГПК РФ. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства

(ст. 399 ГПК РФ с комментариями)

1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.

2. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

3. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право.

4. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Читайте также:  Справка о подтверждении источника дохода для гражданства РФ

Комментарии статьи 399 ГПК РФ в действующей редакции

Применение в качестве основы для определения объема процессуальной право- и дееспособности субъекта, участвующего в рассматриваемом российским судом гражданском деле, понятия «личного закона» следует отнести к числу новелл ГПК РФ 2002 г. Правда, эта новелла фактически кардинально не изменяет соответствующих положений ранее существовавшего законодательства, но она юридически точно раскрывает их содержание, касающееся статуса физических лиц.

Процессуальная трактовка личного закона органически связана с однотипными категориями права гражданского и других отраслей, нормы которых регулируют разрешение судами дел по существу. И, что особенно важно и удобно для практики, комментируемая статья Кодекса обозначает ситуации, когда именно определение юридического статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в судопроизводстве следует считать основанными на нормах их личного закона. В данном случае российским судам надлежит учитывать два взаимодействующих фактора: гражданство субъекта процесса и его место жительства.

Критерий гражданства не проживающих на территории России иностранных физических лиц однозначно предписывает считать их личным законом юридические системы соответствующих государств. Значит, российским органам правосудия надлежит при возникновении дел с участием таких граждан учитывать те правила этих систем, которые определяют процессуальный статус своих подданных, даже при несовпадении этих правил с предписаниями отечественного законодательства. Например, на гражданина страны, где закон наделяет его полной дееспособностью в более раннем, чем 18 лет, возрасте, нельзя распространять ограничения, предусмотренные ч. 1 ст. 37 ГПК РФ.

Основу изложенных положений образуют нормы процессуального содержания. Но уместно обратить внимание также на другой, качественно отличный механизм установления юридического, в том числе процессуального статуса иностранного гражданина. При определенных обстоятельствах этот вопрос, касающийся конкретного лица, управомочен рассмотреть компетентный зарубежный суд. Вынесенное решение может быть для гражданина благоприятным, например, когда освобождает его от родительской или опекунской власти, либо, напротив, неблагоприятным вследствие лишения человека дееспособности по мотивам психического заболевания, слабоумия, беспредельной расточительности. Но при любом варианте акты такого содержания подлежат учету российскими органами юстиции. Согласно ст. 415 ГПК РФ в России признаются без дальнейшего производства решения иностранных судов относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение.

Для настоящего времени характерно активное добровольное или вынужденное переселение немалого количества людей из одних стран в другие, заключение браков между лицами с разным гражданством, усыновление детей иностранцами и т.п. Все это нередко приводит к возникновению разнообразных юридических последствий, в том числе к приобретению физическим лицом двух или даже нескольких гражданств. Российское процессуальное законодательство такие последствия учитывает.

Часть 2 ст. 399 ГПК РФ предусматривает, что при двойном гражданстве, из которых одно российское, превалирует последнее. Значит, при судебном рассмотрении на территории РФ дела с участием такого субъекта его личным законом, причем независимо от места жительства, будет право России, в том числе процессуальное в части, регулирующей право- и дееспособность. Аналогичная конструкция применительно к праву гражданскому закреплена п. 2 ст. 1195 ГК РФ.

Второй критерий установления личного закона физических лиц — их место жительства. Нормы ст. 399 ГПК РФ регламентируют практически наиболее вероятные ситуации, когда фактор гражданства играет второстепенную роль или вовсе безразличен при определении российским судом процессуального статуса заинтересованных участников спора. Ориентиром должны служить положения ст. 20 ГК РФ: местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а для лиц полностью недееспособных — место жительства их законных представителей.

Не знает исключений правило о том, что процессуальный статус иностранного гражданина, проживающего на территории России, полностью тождественен аналогичному статусу гражданина РФ. То же относится к лицам без гражданства, хотя их личным законом считается юридическая система страны места жительства, а таковой может быть как РФ, так и другое государство.

ГК РФ предусматривает, что личным законом беженца является право страны, предоставившей ему убежище. И хотя комментируемая статья ГПК РФ о беженцах не упоминает, юридически корректно наделить тех из них, кто оказался на российской земле, стандартным процессуальным статусом в сфере нашего гражданского судопроизводства. Есть достаточные основания распространить аналогичный режим и на так называемых вынужденных переселенцев.

Взаимодействие специфических обстоятельств способно привести к приобретению физическим лицом одновременно нескольких гражданств. Тогда личным законом такого лица будет право страны его проживания. Логическое толкование ч. 2 ст. 399 ГПК РФ позволяет заключить, что если одно из этих граждан российское, то надлежит считать российское право личным законом данного субъекта с соответствующим выводом относительно его процессуальной право- и дееспособности.

Дополнительный комментарий

Следует констатировать, что распространение в РФ на иностранных граждан и апатридов национального режима кардинально влияет на их процессуальный статус при участии в рассмотрении споров отечественными органами правосудия. Никакие ограничения процессуальной дееспособности, установленные для таких лиц нормами их личного закона, учету не подлежат, они обладают дееспособностью в соответствии с российским правом (ч. 5 ст. 399 ГПК).

Это может касаться, например, граждан из государств, где полная дееспособность наступает по достижении более чем восемнадцатилетнего возраста, ограничены права женщин, особенно замужних, и т.п. Однако решения компетентных иностранных судов об утрате дееспособности конкретными лицами, как уже было отмечено, российским судам нельзя игнорировать.

При необходимости применения норм ст. 399 ГПК перед российскими судами неизбежно возникают специфические проблемы по сравнению с процессами, где нет никаких чужих элементов. К числу таких проблем следует отнести установление в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства личного закона, с учетом которого выясняется их процессуальный статус. Доказательствами могут служить выданные компетентными зарубежными или российскими учреждениями документы, удостоверяющие личность участника спора, место его жительства или нахождения, регистрацию в качестве беженца и т.д.

В особых случаях нужны также решения зарубежных судов, касающиеся дееспособности конкретных субъектов. Такого рода информацию должны представлять заинтересованные участники дела, но она может быть собрана и по инициативе суда, включая использование механизма судебных поручений (ст. 407 ГПК).

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Правовые режимы.

Субъектами большинства частноправовых отношений с иностранным элементом являются физические лица. В МЧП к физичес4ким лицам относятся иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Иностранные граждане – это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством. Бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами. Апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством. Беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого государства. Гражданско–правовое положение иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядком – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства.

Принцип защиты прав и основных свобод непосредственно действует и в МЧП. Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст.1195 ГК.

Гражданская правоспособность физических лиц – это способность индивида иметь права и обязанности. В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона (ст.1196 ГК) При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Российской право закрепляет сочетание коллизионного и материально-правового методов регулирования гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Применение коллизионного регулирования – личного закона – предполагает признание иностранных ограничений правоспособности, основанных на приговоре иностранного суда и не противоречащих публичному порядку РФ. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом определяется в соответствии с законодательством государства пребывания.

Российское государство обязано защищать граждан РФ за рубежом и оказывать им покровительство. Это осуществляется дипломатическими и консульскими представительствами РФ в других государствах. Если в каком-либо государстве имеет место ущемление прав российских граждан, то по постановлению правительства РФ могут быть установлены ограничения (реторсии) к гражданам соответствующего иностранного государства на территории РФ (ст. 1194 ГК).

Гражданская дееспособность физических лиц – это его способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Основными аспектами правового статуса индивида, связанными с категорией гражданской дееспособности, являются право лица на имя, институты опеки и попечительства, признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Российское право содержит прямое установление, что право лица на имя, его использование и защиту регулируется личным законом, если в законе не предусмотрено иное (ст. 1198 ГК).

В РФ гражданская дееспособность определяется личным законом (ст.1197 ГК РФ). По общему правилу, индивид может быть полностью недееспособным или ограниченно дееспособным только у себя на родине в соответствии со своим личным законом. Однако достаточно часто встречаются ситуации, когда подобное решение выносится судом другого государства по отношению к иностранному гражданину. На территории РФ признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п.3 чт.1197 ГК).

Иностранцы в России могут подвергнуться ограничению дееспособности при условии уведомления компетентных органов государства такого лица об основаниях ограничения дееспособности и согласии государства гражданства на судебное разбирательство в РФ. Очень серьезной проблемой современного МЧП является институт безвестного отсутствия и объявления умершими. Действуют многосторонний (конвенция 1950 г. Об объявлении умершими лиц, безвестно отсутствующих) и двусторонние соглашения, регулирующие этот вопрос. Коллизионные проблемы безвестно отсутствия разрешаются на основе личного закона или закона суда.

11 Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев, ограничение дееспособности иностранных граждан (признание недееспособными), признание иностранцев безвестноотсутствующим (объявление умершим).

Вопросы дееспособности в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону (lex personalis) в двух разновидностях:

· закона гражданства (lex nationalis, или lex patriae);

· закона местожительства (lex domicilii).

После введения в действие третьей части ГК РФ отече­ственное право также стало использовать общепринятую в между­народной практике обобщающую разновидность коллизионной формулы определения дееспособности физического лица — lex personalis, т.е. в праве России «личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет» (п. 1 ст. 1195 ГК). Статья 1195 содержит разветвленную систему норм, позволяющих в разнообразных по фактическому составу отношениях устано­вить, право какой страны будет выступать в качестве личного за­кона гражданина или лица без гражданства.

В действующем праве Российской Федерации определение дееспособности предпринимателя осуществляется по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве таково­го: «Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве ин­дивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индиви­дуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применя­ется право страны основного места осуществления предпринима­тельской деятельности» (ст. 1201 ГК РФ).

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ являет собой исключительно важный документ с точки зрения полноты освещения и решения анализируемой части вопросов, так как впервые в многостороннем масштабе закреплены унифи­цированные нормы в области определения:

– правоспособности — на началах национального режима (ст. 1);

– дееспособно­сти — на принципах гражданства для граждан договаривающихся государств и домицилия (постоянного местожительства) — в том, что касается лиц без гражданства, проживающих на их террито­риях (ст. 23).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ссылка на основную публикацию