Иммиграционные и эмиграционные процессы в Белоруссии

Миграционные процессы в Республике Беларусь

В современном мире в условиях глобализации, развития НТП, повышения уровня и качества образованности населения одной из главных целей экономик стран является привлечение квалифицированной рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы – перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы, представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции. При этом эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране, в то время как иммиграция – въезд в страну на постоянное или временное проживание из другой страны. Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.[1, с. 44]

Миграция трудовых ресурсов – понятие неоднозначное, так как экспорт и импорт одних и тех же трудовых ресурсов приведёт в итоге к различным последствиям в разных странах, поэтому это понятие необходимо рассматривать в рамках отдельного государства.

Основными причинами миграции рабочей силы являются смена места жительства, разница в уровнях оплаты труда в странах–донорах и странах–рецепторах.

Эмиграция работников в Республике Беларусь осуществляется преимущественно в страны дальнего зарубежья (Германия, США) и Российскую Федерацию (таблица 1).

Таблица 1 – Распределение граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, выехавших на работу за границу в январе-декабре 2014 года, человек

Квалифицирован-ные рабочие и специалисты

Рабочие сферы обслужива-ние

Работники, занятые в с/х

Примечание: собственная разработка на основе данных, представленных в источнике [3]

Как видно из таблицы, наибольшая доля работников, выехавших на работу за границу в 2014 году, приходится на рабочих в РФ, что, в свою очередь свидетельствует о том, что основной отток кадров из Беларуси носит характер временной подработки с целью материальной поддержки своих семей, которые продолжают жить, учиться, работать в республике. Также наибольший отток квалифицированных работников и лиц, занявших руководящие должности, наблюдается в РФ. Основной причиной этого является высокий уровень заработной платы в крупных российских городах и прилегающих к ним областях.

Страна эмиграции получит большее число положительных последствий от эмиграции квалифицированных работников в том случае, если она возвратная. Так как из-за границы в страну возвращаются более квалифицированные и обученные работники, а также при возвращении мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения. Это в конечном итоге способствует росту благосостояния работников и их семей. Однако, если условие возвратности не выполняется, то это приводит к ряду негативных последствий, основным из которых является, так называемая, «утечка мозгов». В условиях развития IT-сферы появилось новое негативное явление такое, как «виртуальная утечка мозгов».

Иммигранты с высшим образованием приезжают в Беларусь в основном из прилегающих стран (Украина, Литва, Латвия) и Китая (таблица 2).

Таблица 2 – Распределение трудящихся-мигрантов, въехавших в Республику Беларусь в январе-декабре 2014 года, человек

Квалифицирован-ные рабочие и специалисты

Рабочие сферы обслужива-ние

Работники, занятые в с/х

Примечание: собственная разработка на основе данных, представленных в источнике [3]

В 2014 году наибольшее число трудящихся-мигрантов в Республику Беларусь приходится на украинскую рабочую силу, что, прежде всего, связано с последними событиями на Украине.

Ситуация с миграцией в Республике Беларусь по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь характеризуется положительным сальдо миграции за период 2010-2014 гг. (таблица 3). В период с 2010 по 2012 гг. наблюдается уменьшение миграционного прироста с 10,3 тыс. человек до 9,3 тыс. человек. К 2013 году миграционный прирост увеличился на 2,3 тыс. человек или 24,7% и составил 11,6 тыс. человек. В 2014 году также наблюдается увеличение данного показателя. Таким образом, миграционный прирост за период 2010-2014 гг. увеличился на 5,4 тыс. человек или 52,4 % и составил в 2014 году 15,7 тыс. человек.

Таблица 3 – Миграционный прирост в Республике Беларусь за период 2010-2014 гг., тыс. человек

Миграционный прирост, убыль(-)

со странами СНГ

с другими странами

Примечание: Источник: [4]

Как видно из таблицы 3, основная часть мигрантов приходится на страны СНГ (в среднем 84,4 %), а на мигрантов из стран вне СНГ значительно меньше (в среднем 15,%).

Однако бытует мнение о том, что часть людей не желает регистрироваться, а другим это делать не обязательно (например, российские пенсионеры могут жить в Беларуси без регистрации и т.п.), существует ещё и нелегальная миграция. По этой причине общее количество приезжающих в Республику Беларусь превышает зафиксированные цифры.

Проблема незаконной миграции в Республику Беларусь обусловлена, прежде всего, её географическим положением – через территорию республики пролегают маршруты в Западную Европу. Большинство мигрантов рассматривают Республику Беларусь в качестве транзитного государства для последующей незаконной эмиграции в страны ЕС. Однако ужесточение миграционной политики европейских стран, финансирование ими затрат на укрепление государственных границ и создание зон фильтрации приводит к тому, что незаконные мигранты, не сумев сразу попасть в желаемые страны, предпринимают попытки осесть в нашей стране.[2]

Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что Беларусь находится на этапе привлечения трудящихся-мигрантов непосредственно для извлечения преимуществ, в то время как большинство крупных стран мира страдают от негативного воздействия миграции. В последнее время процесс международной миграции приобретает всё более глобальный характер. По этой причине необходимо ужесточить меры контроля и регулирования данного процесса. Так же следует отметить, что нормативно-правовая база в Республике Беларусь, регулирующая миграционные процессы, постоянно претерпевает изменения.

1. Международная экономика: практикум / Н.В. Бокша [и др.]; под общ. ред. О.А. Паршутич. – Пинск: ПолесГУ, 2015 – с. 86.

2. Международная экономика: электронный учебник / Н.В. Бокша. – Пинск, 2009 .

Иммиграция в Беларусь из России

Ввиду различных жизненных причин многие граждане Российской Федерации хотят покинуть пределы страны и поселиться в ином месте. Очень часто выбор падает именно на Беларусь. Причин для этого много. Во-первых, это братский народ, который лояльно относится к жителям Российской Федерации.

Во-вторых, язык, культура, быт и другие моменты очень схожи с привычными российскими реалиями. В-третьих, в Беларуси наблюдается благоприятная экономическая обстановка, а граница с ведущими европейскими государствами делает эту страну еще более привлекательной.

Однако, если у вас появились мысли о переезде, необходимо взвесить все за и против, возможные плюсы и минусы, которые может повлечь за собой иммиграция в Беларусь.

Процесс иммиграции в Белоруссию

Для того, чтобы осуществить иммиграцию в Беларусь, необходимо подготовиться к этому сложному процессу.

Возможно, вам придется подготовиться, изучить много информации, а также, познакомиться с плюсами и минусами подобного процесса.

Как же происходит сам процесс иммиграции?

Среди всех возможных государств, которые делят границу с Россией, именно Белоруссия отличается дружелюбным отношением к выходцам из Федерации. Стоит отметить, что у Российской Федерации и Республики Беларусь есть особый договор, который предусматривает безвизовый режим проезда. Это значит что россиянин, который намеревается отправиться в эту братскую страну освобождён от необходимости оформлять этот важный бланк.

На территории Белоруссии могут действовать сразу два паспорта. Это заграничный паспорт Российской Федерации, который был получен на территории страны, а также внутренний российский паспорт, который тоже принимается за документ, удостоверяющий личность. Поэтому, для того чтобы подготовиться к въезду в страну нет необходимости оформлять какие-либо дополнительные бумаги или разрешения.

Ещё один фактор, который упрощает переезд в Белоруссию сводится к тому, что нет необходимости как-либо переводить важные бумаги на белорусский язык. Удивительно, но здесь действует, а также высоко ценятся российские дипломы о высшем образовании.

Для того, чтобы осуществить въезд в страну без каких-либо сложностей и трудностей, необходимо правильно составить пакет документов.

Порядок въезда в страну

Поговорим о порядке въезда в Белоруссию. Считается, что иммиграция в эту страну — это один из самых простых способов покинуть Российскую Федерацию. Гражданам России разрешено в свободном порядке выбирать себе места для проживания в Белоруссии. При этом, они освобождаются от необходимости оформления иммиграционных карт во время пересечения границы.

Гражданам Российской Федерации разрешено находиться на территории страны 30 дней без регистрации, однако если срок приближается к одному месяцу, необходимо обратиться в местную миграционную службу или администрацию. Для россиян процедура максимально упрощена, и на сбор необходимых документов и оформление заявления потребуется всего лишь пару часов.

Также, стоит отметить что на границе Российской Федерации и Республики Беларусь нет учёта проведённого россиянином времени в Республике, поэтому, формально можно немного превысит заданный срок.

В первую очередь гражданин оформляет временную регистрацию, а уже после, имеет право оформить ПМЖ. Для временной регистрации предусмотрена своя процедура, а также свой определенный перечень документов.

Требуемые документы для получения ВНЖ

Итак, вы приехали в Беларусь и теперь вы хотите закрепиться на этом месте. Для этого необходимо получить такой важный документ, как вид на жительство. После того, как он будет получен, начнёт течь срок, который впоследствии поможет вам стать гражданином этой страны.

Для получения вида на жительство предусмотрен свой особый перечень документов, который нужно получить.

  1. Во-первых, это документ, удостоверяющий личность.
  2. Для россиян появляется много вариантов. Например, можно предоставить паспорт, с которым возможен выезд заграницу. Паспорт моряка, к которому необходимо приложить выписку из судовой книги. Это может быть внутренний российский паспорт, который тоже котируется на территории страны.
  3. Если вы осуществляете переезд вместе с ребёнком до 14 лет, необходимо приложить свидетельство о рождении.
  4. Если же ребенок старше 14 лет, ему потребуется паспорт.
  5. Вами оставляется заявление о регистрации по месту жительства. Это особая справка, которая имеет строго установленную форму. В справке указывается необходимость зарегистрировать гражданина, также членов его семьи по определенному адресу. В справке указывается, откуда прибыли граждане, каким составом, а также, в каком жилом помещении намереваются остаться.

К этой справке прикладывается квитанция об оплате государственной пошлины, договор найма жилья или его приобретения в собственность.

Документ передается в органы администрации, которые расположены в данном городе.

Процедура рассмотрения поданного пакета документов занимает пару дней. Если вы все сделали правильно, то вас зарегистрируют и присвоят вид на жительство. Это значит, что теперь официально вы можете получать медицинскую помощь, а также, пользоваться такими социальными благами как школы, детские сады.

Однако, на этом процедура оформления вида на жительство заканчивается, но необходимо оформить ещё и ПМЖ.

Как оформить ПМЖ

Теперь переходим к рассмотрению вопроса оформления постоянного места жительства в Республике Беларусь. Для этого необходимо для начала закончить оформления ВНЖ.

  1. Для этого необходимо предоставить квитанцию, которая свидетельствует об оплате государственной пошлины.
  2. Приобщается справка об отсутствии судимости.
  3. В больнице необходимо получить справку о том, что у гражданина отсутствует ВИЧ или другие опасные заболевания.
  4. Приобщается паспорт Российской Федерации, а также это может быть заграничный паспорт.
  5. Оформляется заявление в соответствии с особой формой, также, ещё заполняется и биография.
  6. В качестве образца заполнения заявления приобщается бумага, которая подтверждает факт постоянной регистрации.
  7. Фотографии в количестве 4 штук.

ВНЖ выдаётся сроком ровно на два года, однако, при этом учитывается и срок действия паспорта гражданина Российской Федерации. Если он действует меньше двух лет, то вид на жительство будет оформлен на срок, который не превышает срок действия паспорта.

После того, как истечет 2 года, можно оформить второй вид на жительство и при этом он будет действовать уже 5 лет. При втором оформлении также оплачивается пошлина.

Примерная сумма пошлины составляет 22 доллара, но учитывая колебания курса, сумма может видоизменяться.

Сам вид на жительство имеет достаточно непривлекательный вид. Это небольшая справка, в которой содержится необходимая информация, а также, водяные знаки.

В момент, когда россияне получают вид на жительство, за ним остаётся право просить о получении гражданства, но только в случае, если срок вашего проживания в стране составляет 7 лет.

Важно! Белоруссия не приемлет двойного гражданства, поэтому, необходимо сначала прекратить российское гражданство, а уже после получать его в Республике Беларусь.

Для того, чтобы отказаться от российского гражданства вовсе необязательно выезжать на территорию России. Для этого необходимо обратиться в посольство Российской Федерации на территории республики и заявить о своем намерении. По факту о прекращении гражданства выдаётся специальная справка, которая подтверждает данный момент.

Однако, есть некоторые нюансы. Например, необходимость прожить в стране семилетний срок может быть упразднена или сокращена в случае, если будет доказано, что предками гражданина Российской Федерации были белорусы.

Также, есть вероятность оформления ПМЖ и за 30 дней, но только в случае, если действительно будет доказано подобное.

  1. Для того, чтобы заполнить заявление в форме ходатайства, необходимо использовать специальную форму.
  2. Также, приобщаются 4 фотографий размером 30 на 40 см.
  3. Пишется автобиография.
  4. А также, делаются ксерокопии всех страниц паспорта.
  5. Для детей приобщается свидетельство о рождении.
  6. Необходимо предоставить документацию, которая будет свидетельствовать о гражданском состоянии лица, например, его нахождении в браке.
  7. Берется справка о составе семьи.
  8. Приобщаются бумаги и справки, которые подтверждают факт наличия средств к существованию.
  9. Прикладывается квитанция об оплате государственной пошлины.

Также, нужно учесть, что справка о судимости действует три месяца, Поэтому после её получения необходимо уложиться ровно в 3 месяца с момента получения, чтобы не

обращаться за новой.

Кстати, стоит отметить что граждане Российской Федерации имеют абсолютно равные права с представителями Белоруссии. Это касается не только правового положения, но и также возможности занятия определенных должностей.

Однако, есть некоторые исключения. например, россияне редко когда могут стать силовиками.

Диплом об образовании действует в Белоруссии беспрекословно и котируется.

Если гражданин России переезжает в Беларусь, он также имеет право получать пенсию. Она просто переводится из российского ведомства в Белорусское, однако для этого нужно составить и отправить заявление в Министерство труда и социальной защиты.

Читайте также:  Переезд в Белоруссию на ПМЖ, преимущества и значение

Плюсы и минусы жизни в Беларуси

Прежде, чем принять такое важное решение о въезде в Белоруссию, важно выяснить, какие плюсы и минусы иммиграции могут быть для россиян.

Давайте рассмотрим эти факторы прежде, чем перейти к процессу оформления. Для начала, рассмотрим положительные моменты.

Существенным плюсом является и тот факт, что российские дипломы о высшем образовании котируются в Беларуси. А это значит, что наверняка вас буду считать грамотным специалистом, более того, у вас появляется шанс занять ту должность, на которую претендуют другие жители Беларуси. Дело в том, что российские специалисты намного приоритетнее ввиду возможного наличия у них опыта.

Если до этого вы жили в крупном российском мегаполисе, то в таком случае, вам понравятся цены, которые установлены даже в самых крупных и популярных белорусских супермаркетах. Они здесь на порядок ниже. Поэтому, продуктовая корзина выходит дешевле, а значит, имея российскую зарплату в Белоруссии, например, работая удалённо, можно многое себе позволить.

Качество продуктов здесь и правда намного лучше, чем в России. Овощи, фрукты, мясо, молочная продукция — всё отличается высоким качеством и требованиям ГОСТА. Многие люди, которые переезжают в Беларусь из России отмечают, что не сразу удается привыкнуть к настоящему вкусу молочки, а также других продуктов.

Белорусы действительно очень светлый, доброжелательный народ. В стране практически нет преступности, а чёткий надзор руководство страны за всеми сферами деятельности позволяет быть уверенными в том, что вы и ваши дети всегда будут в безопасности.

Климат в Беларуси практически такой же, как и в России, однако, чуточку прохладнее и суше. Здесь нет такой грязи, как в России, а осадков выпадает больше. Вечная приятная осень.

Беларусь тесно соседствует с Польшей, и сразу же после Бреста начинается граница, переехав которую можно направиться напрямую в Варшаву или Краков. Поэтому, жители Белоруссии ездят отдыхать в Польшу в выходные, при условии, конечно, что у них есть все оформленные документы. Из Польши, кстати, можно привезти себе автомобиль, ведь транспорт там очень сильно дешевле по стоимости, чем в России.

Теперь перейдем к минусам, которые могут остановить вас в вопросе возможности переезда.

Если вы не имеете удаленной работы из России, то в Белоруссии вам придется трудно. Несмотря на то, что российские специалисты с опытом работы ценятся в этой стране очень высоко, всё же, уровень заработной платы здесь низкий.

Получать 600 белорусских рублей в месяц считается за счастье, в переводе на российские деньги это 17000 руб. Поэтому, если ваша семья имеет доход в 50000 руб. и выше, вы будете считаться вполне себя обеспеченными людьми. Однако, если вы едете за заработком, то знайте, что даже в столице, в Минске при высоких должностях заработок не превысит сумму 35000 руб. в месяц.

В Беларуси делают действительно качественные вещи, начиная от предметов гардероба и заканчивая продуктами питания. Однако, продавать их не умеют. Поэтому, сфера продаж существенно хромает.

Конечно, в Минске, столице есть кинотеатры, всевозможные кафе, рестораны и другие места, где было бы неплохо провести время. Однако, так далеко не во всех городах. Поэтому, если вы захотите и развлечений, увидеть фильмы, которые только что вышли в мировой прокат, вам придется подождать. Да и вообще, видов развлечений в Беларуси намного меньше, нежели чем в России. Поэтому, если вы когда-то жили в крупном городе, вам придется тяжело.

Отзывы переехавших

Мы с семьёй переехали жить в Беларусь около 5 лет назад. До этого там уже некоторое время жила моя троюродная сестра. Сестра рассказывала о работе, веселой жизни и низких ценах.

Мы продали свою квартиру и переехали. Однако, что-то пошло не так. Я со своими двумя дипломами о высшем образовании продолжал работать в Питере вахтовым методом. Жена моя учитель с высшим образованием работает нянечкой в детском саду. Сейчас хотим поехать обратно, в Санкт-Петербург, так как там хотя бы есть работа.

Мне очень понравилось жить в Беларуси. Живём здесь третий год и я каждый раз радуюсь своему сделанному выбору. Во-первых, моему ребенку здесь сразу выдали детский сад, хотя у нас даже не было прописки.

Во-вторых, очень нравится то, что все города маленькие, благоустроенные, практически нет преступности. Я могу оставить своего ребёнка на улице и быть уверенной в том, что с ним всё будет хорошо.

Всем привет. На данный момент я проживаю в Минске уже шестой месяц. В Российской Федерации намного проще в плане работы, однако, в Беларуси правда очень спокойно и продукты хорошего качества. Кстати, когда ты видишь вакансии на сайте, с ещё из более-менее приемлемой зарплатой, можно считать, что это фейк. Несколько раз звонил по указанным номерам, и каждый раз телефон не отвечает.

Я целый год проживаю в Белоруссии, Переехала туда из Владивостока. Мне очень нравится сама атмосфера в стране, она спокойная, люди добрые. Минусом конечно могу отметить маленькие зарплаты. Однако, здесь очень нравится пенсионерам, в частности моя мама, когда сюда приехала, сказала, что попала в настоящий рай.

Мы живем в пригороде Минска в небольшом промышленном городке. Я работаю учителем и моя зарплата 300 долларов. При этом, я учитель очень высокой категории. Муж мой военный, зарплата 500 долларов. Коммуналка у нас около 50 долларов. Цены достаточно высокие, например, для того чтобы нормально покушать нам необходимо отдать 20 долларов на нашу семью. Климат мне не очень подходит, так как круглый год здесь самая настоящая осень.

Люди боятся что-либо говорить, тотальный контроль. Работа есть, но везде с маленькой зарплатой.

Медицина и образование не на самом высоком уровне. Пойти к врачу бесплатно практически невозможно, если возможно, вам ничего хорошего не посоветуют без хорошего денежного вознаграждения.

Поэтому, решайте сами.

Добрый день. Я проживаю в Бресте. Этот город практически пограничный, поэтому ему здесь намного лучше. Кроме того, есть варианты по факту работы.

Здесь приемлемые цены на квартиру, а также рядом граница. Однако, с семьёй в Беларуси оставаться больше не хотим. хотим ехать в Польшу.

Всегда мечтал жить в России в Сочи или Краснодаре, однако, судьба забросила в Беларусь. Я программист высокого класса, работу искал достаточно долго, но всё же нашёл.

Продал свою трёхкомнатную квартиру в Саратовской области. В Белоруссии на эти деньги приобрёл хороший двухэтажный домик, новый, с приемлемой территорией. Жена работает удалённо с Россией, поэтому денег на всё необходимое хватает. Кстати, цены на продукты по сравнению с саратовом достаточно приемлемые.

Сыну здесь очень нравится.

Денег нам хватает. Смогли купить две машины, сейчас устанавливаем бассейн.

Кстати , оформить бизнес здесь тяжело. Далеко не у любого может получится. большая часть населения расскажет про то , что здесь очень развито кумовство. Вот так и есть

Москвичам конечно в Белоруссии делать нечего. Они будут в шоке, так как здесь явное отсутствие развлечений, крупных торговых центров, а также высокооплачиваемой работы. Однако, если вы жили в регионах, в принципе не были избавлены высоким сервисом и разнообразием, вам всё конечно же понравится. Минус, что все личное лучше держать в тайне.

Рекомендую эту страну потому, что здесь очень много добрых и отзывчивых людей. Также, мне очень нравится что в Белоруссии климат не жаркий, но и не холодный, всегда находится посередине. Это очень приятно. Кстати, о Белоруссии только приятные отзывы

Я мать одиночка. Переехала в Беларусь только потому, что считаю, что здесь будет намного проще следить за своей дочерью. Что могу сказать. Если вы проживали когда то в Москве, освоиться в Беларуси вам будет сложно. Во-первых потому, что здесь достаточно мало развлечений, а зарплаты низкие. Однако если вы из регионов, вам здесь очень понравится. Всё тоже самое, что и в РФ, только меньше уровень преступности. Об этом есть отзывы и комментарии. Думала, мои родственники тоже переедут. Пока жду.

Однако, здесь настоящая проблема с медициной. Государственные больницы работают плохо, специалистов практически нет. Поэтому, если вы хотите обратиться к врачу, то лучше идти в частную клинику. Однако для этого у вас заранее должны быть накоплены денежные средства.

Беларусь — это страна для тех, кто хочет спокойной и размеренной жизни. Если вы хотите построить карьеру, эта страна явно не для вас. А пока есть силы, желание развиваться, рекомендуем вам переезжать в РБ и пробовать.

Миграционная политика Республики Беларусь

Миграционная политика Республики Беларусь

Миграция населения является естественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы мирового сообщества. Средства массовой информации, Интернет позволяют получить информацию о социальных гарантиях в развитых странах, установить контакты, подыскать работу, а развитость транспортных систем способствует быстрому и относительно недорогому перемещению людей из одной страны в другую. По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн человек, то есть почти 3 % населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной.

С точки зрения развития человечества миграция является положительным явлением, так как с ее помощью происходит преодоление различий в уровне жизни, удовлетворяются потребности мировой экономики, происходит социокультурный обмен, духовное взаимообогащение. Международная миграция способствует развитию стран происхождения и повышению благосостояния принимающих стран.

В миграционной сфере, как в фокусе, сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающиеся на принципы самореализации граждан.

В то же время миграционные процессы, международная миграция населения – одна из самых сложных проблем мирового развития. Для многих государств все более актуальными становятся вопросы преодоления отрицательных последствий миграционных процессов, таких как высокий уровень нелегальной миграции, незаконной занятости, торговля людьми и др. Данные явления представляют угрозу национальной безопасности, оказывают крайне негативное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.

Проблемы миграции, урегулирования процессов миграции всегда были наиболее актуальными для государств – участников Содружества Независимых Государств. Общая история, сложившаяся за многие десятилетия, культурные связи народов, отсутствие языковых барьеров в общении создают почву для активного перемещения людей.

Принятые Советом глав государств Содружества в октябре 2007 года предложения по согласованной миграционной политике, включая Декларацию о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, создали необходимые условия для обеспечения конструктивных подвижек на этом весьма важном направлении.

Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств предусмотрено совершенствование договорно-правовой базы Содружества и его государств – участников в сфере миграции. Этот вопрос рассматривался Группой для выработки предложений по согласованной миграционной политике стран СНГ. И сегодня уже можно сказать, что созданы реальные предпосылки для преодоления расхождений в национальном законодательстве государств – участников СНГ, повышения организационной составляющей сотрудничества, определения единых подходов к учету мигрантов, налаживания полномасштабного информационного обмена.

В Рабочем плане Исполнительного комитета СНГ по выполнению Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, определены новые направления и ориентиры в сфере миграции, мероприятия по закреплению сложившихся форм сотрудничества. Так, в соответствии с Рабочим планом продолжено взаимодействие и обмен опытом между компетентными органами государств – участников СНГ, осуществляющими противодействие незаконной миграции, в выявлении и пресечении деятельности организаторов и лиц, содействующих незаконной миграции. В этих целях Советом руководителей миграционных органов стран Содружества заключены протоколы о координации взаимодействия в области миграционной политики с Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ.

Продолжается переговорный процесс с сопредельными государствами и странами СНГ о заключении международных договоров о приеме и передаче лиц через государственную границу, осуществляется ежегодный мониторинг выполнения Программы о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией на 2009–2011 годы.

В рамках международного сотрудничества в сфере миграции 19 сентября 2008 года подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Исполнительным комитетом СНГ и Международной организацией по миграции, а 3 февраля текущего года подписан План по его реализации.

В октябре 2010 года на заседании Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ планируется рассмотреть предложения по совершенствованию договорно-правовой базы СНГ, регламентирующей вопросы внешней трудовой миграции.

Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают безопасность и суверенитет многих государств. Миграция, а также ее последствия – очень деликатная проблема, она крайне чувствительна как для местного населения, так и для самих мигрантов. Поэтому вопросы миграционной политики, интенсивный рост миграционных потоков должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации.

Об этих и других вопросах и их решении в Республике Беларусь мы попросили рассказать Полномочного представителя Республики Беларусь в Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Беларуси А. Ю. БЕГУНА.

«В конце XX и начале XXI столетий проблемы гуманного управления возросшими миграционными потоками приобретают особую актуальность и становятся объектом пристального внимания международного сообщества. В настоящее время практически все страны мира вовлечены в активные миграционные процессы. Миллионы людей ежегодно пересекают границы в целях поиска работы, учебы, отдыха, общения с родственниками, спасаясь от различного рода преследований и чрезвычайных ситуаций.

Читайте также:  Оформление виз в Белоруссию в 2020 году

Республика Беларусь занимает достойное место в управлении миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.

Беларусь расположена непосредственно по соседству с одной стороны с государствами Евросоюза (Латвия, Литва и Польша) и с другой стороны со странами СНГ (Россией и Украиной). Географическое положение страны, стабильная политическая и экономическая ситуация привлекают мигрантов в Беларусь, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

В Республике Беларусь можно выделить пять основных миграционных потоков: внутренняя миграция; внешняя миграция (эмиграция и иммиграция); внешняя трудовая миграция (экспорт и импорт рабочей силы); вынужденная миграция; незаконная миграция.

Основные показатели внутренней миграции в Республике Беларусь и статистический анализ населения страны изучались в ходе переписи населения, проведенной с 14 по 24 октября 2009 года.

По предварительным данным переписи населения, на 14 октября 2009 года численность населения Республики Беларусь составила 9 млн 489 тыс. человек, из них численность городского населения составила 7 млн 52 тыс. человек, или 74 % общей численности населения, сельского – 2 млн 437 тыс. человек (26 %). Общая численность населения с 1999 года (согласно переписи населения 1999 года) сократилась на 556 тыс. человек.

Переписью населения 2009 года учтено 4 млн 423 тыс. мужчин и 5 млн 66 тыс. женщин. Численность женщин превышает численность мужчин как в составе городского населения, так и сельского. По предварительным данным, на 14 октября 2009 года на 1000 мужчин приходилось 1 145 женщин.

В настоящее время в Национальном статистическом комитете Республики Беларусь осуществляется ввод персональных данных, полученных в ходе переписи населения. По мере его завершения (до 1 сентября 2010 года) будут сформированы окончательные итоги общей численности населения республики с распределением по составу и размещению, а также по уровню образования, источникам средств существования.

Согласно данным Национального статистического комитета, число лиц, прибывших в 2009 году в республику на постоянное проживание, составило 19 892 человека (в 2008 году – 17 413), число выбывших из республики на постоянное жительство – 7 643 (в 2008 году – 9 268), миграционный прирост – 12 249 (в 2008 году – 8 145).

При этом основной миграционный приток иммигрантов наблюдается из стран СНГ (15 582 человека), в том числе: России – 9 601 человек, Украины – 2 978 человек, Казахстана – 855 и Туркменистана – 662, на долю которых приходится около 90 % общего числа прибывающих в Беларусь. Численность иммигрантов из других государств составляет 4 310 человек.

За январь – февраль 2010 года в республику прибыло 2 798 человек и выбыло 1 061, миграционный прирост составил 1 737 человек.

Ежегодно в установленном порядке разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь получают 10–13 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время в органах внутренних дел состоит на учете 133 277 иностранных граждан и 7 799 лиц без гражданства, имеющих разрешение на постоянное проживание, из них:

Беларусь и Россия: особенности взаимной миграции

Недавний доклад экспертов Института Гайдара и Академии госслужбы зафиксировал аномальное увеличение миграционного притока в Россию – по подсчетам авторов, прирост оказался почти двукратным. При этом есть заметная разница между потоками постоянной и временной миграции: так, например, белорусы не стремятся менять постоянное место жительства, однако на заработки приезжают в Россию часто. От чего это зависит и как ситуация с миграцией в Беларуси и России складывалась в последние годы, специально для портала «Евразия.Эксперт» проанализировал международный обозреватель Александр Шустов.

Статистика знает не все

Резкое увеличение объема иммиграции в Россию было зафиксировано в июльском выпуске «Мониторинга экономического развития», который издается Институтом Гайдара и РАНХиГС. Четвертый раздел доклада, подготовленный ведущими сотрудниками лаборатории исследований демографии, миграции и рынка труда РАНХиГС Никитой Мкртчяном и Юлией Флоринской, так и называется – «Миграционный прирост: аномальные показатели». Анализируя данные «Росстата» по постоянной миграции, авторы раздела отмечают, что в январе апреле 2019 г. миграционный прирост населения РФ неожиданно вырос почти в два раза – с 57,1 до 98 тыс. чел.

Столь резкое увеличение миграционного притока было вызвано исключительно ростом числа прибывших. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оно выросло со 177,3 до 218,6 тыс., тогда как количество выбывших практически не изменилось. Никаких видимых экономических или иных причин столь значительного увеличения иммиграции в Россию не прослеживается, что наводит на мысль о банальном недоучете числа мигрантов в предшествующий период. Подозрения эти усиливаются тем, что количество прибывших в первом квартале 2019 г. оказалось самым большим за все десятилетие, тогда как в предыдущем 2018 г., напротив, был зафиксирован самый низкий с 2005 г. миграционный прирост населения РФ.

Кто и откуда едет в Россию

Основным странами-донорами для России являются Казахстан, Украина, Таджикистан и Армения. Причем, если в Казахстане до сих пор сохраняется многочисленное русское население, а граждане Украины зачастую вообще являются этническими русскими, то в Таджикистане и Армении славянского населения уже практически не осталось, и переселяется в РФ их титульное население. Единственными странами СНГ, миграционный приток из которых сократился, оказались Беларусь и Молдова. В январе-апреле 2018 г. из Беларуси в РФ прибыли 3,5 тыс. чел., тогда как за аналогичный период этого года – 2,8 тыс. По числу мигрантов Беларусь среди десяти стран СНГ заняла седьмое место, опередив лишь Молдову (2,2 тыс.) и Туркменистан (1,7 тыс.), с которым у России существует визовый режим.

С временной миграцией, которая чаще всего является трудовой, ситуация складывается несколько иначе. После ее спада в 2015‑2016 гг., вызванного девальвацией рубля и экономическим кризисом в России, наблюдается усиление притока мигрантов из Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. По первым трем странам докризисные показатели уже превышены, а по Узбекистану пока ниже их всего на 15%. Устойчивое сокращение числа прибывающих в РФ временных мигрантов демонстрируют Молдова и Украина, гражданам которых благодаря наличию соглашений о евроассоциации доступен европейский рынок труда. Из Беларуси же временная миграция в Россию также выросла, но не очень значительно (на 6,2%), увеличившись в январе-мае этого года с 617,6 до 655,8 тыс. чел.

Белорусская специфика

В целом, миграционный обмен между Россией и Беларусью в постсоветский период, несмотря на этнокультурную близость между русскими и белорусами, был не очень интенсивным. По чистому миграционному оттоку в РФ республика занимала одно из последних мест в СНГ, уступая разве что Туркменистану. За 1997‑2018 гг. чистая эмиграция из Беларуси в Россию составила всего 36,3 тыс. чел., тогда как из Молдовы, вчетверо уступавшей ей по населению – 243,3 тыс. чел, а с Украины – 939,1 тыс. чел.

Более того, с середины 1990‑х гг. по середину «нулевых» миграционный обмен складывался в пользу Беларуси. Чистые миграционные потери России в обмене населением с ней за этот период составили около 25 тыс. чел.

Положение меняется лишь с 2007 г., когда миграционный обмен начинает складываться в пользу России. Тем не менее, отток населения из Беларуси в РФ все равно был в несколько раз ниже, чем из Молдовы, а с Украиной разница достигала нескольких десятков раз. За последние 12 лет чистая эмиграция в Россию из Беларуси составила 62 тыс. чел., из Молдовы – 180 тыс., а с Украины – 675 тыс. Впрочем, в последние годы эмиграция двух последних стран заметно уменьшилась. Особенно заметным оказалось сокращение миграционного притока с Украины. В прошлом году по сравнению с 2017 г. он сократился в 3,2 раза, а по сравнению с 2016 г. – сразу в 8 раз (со 118,8 до 14,8 тыс.). В итоге за 2018 г. из Беларуси в РФ прибыло 7,2 тыс. чел., Молдовы – 7,7 тыс., а с Украины – 14,8 тыс.

Похожая ситуация складывается в Беларуси и с временной миграцией, которая в последнее время устойчиво растет, значительно уступая, тем не менее, миграционным потокам с Украины, не говоря уже про Среднюю Азию. В январе-июне 2016 г. из Беларуси в Россию с целью работы прибыли 56,6 тыс. чел., в первом полугодии 2018 г. – 67,7 тыс., а 2019 г. – 75,1 тыс. С Украины же в Россию за первое полугодие этого года с трудовыми целями приехали 213,2 тыс. чел. Вместе с тем, трудовая миграция из Молдовы и с Украины в последние годы устойчиво сокращалась, а из Беларуси – росла, чему в немалой степени содействовало создание ЕАЭС.

Невысокая миграционная привлекательность России для жителей Беларуси свидетельствует, судя по всему, об определенных преимуществах белорусской модели социально-экономического развития, намного больше сохранившей от социализма.

Несмотря на более низкий уровень жизни, социальная и экономическая стабильность сдерживает отток населения, оказавшийся намного ниже, чем в соседних странах региона. Создание единого рынка труда в рамках ЕАЭС привело к определенной активизации миграционных потоков, которые, однако, пока заметно уступают по объему миграциям между РФ и странами СНГ, которые в Союз не входят.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук

Миграционная политика Республики Беларусь

Необходимость управления миграционными процессами связана, с одной стороны, с удовлетворением общественных потребностей в размещении населения по территории страны в масштабах и пропорциях, соответствующих задачам устойчивого социально-экономического развития государства, а с другой стороны, с устранением негативных тенденций в миграционном развитии как на национальном уровне, так и в разрезе городской и сельской местности.

Миграционная политика – это деятельность государства и общественных организаций, направленная с помощью различных рычагов и методов на регулирование миграционных процессов. В силу специфических особенностей миграционных процессов, зависимости от всего комплекса социально-экономических и природных факторов политика, проводимая в отношении их регулирования, не может не находиться во взаимодействии с:

1. Социальной политикой в целом и всеми ее составляющими, т.к. миграционные процессы являются только следствием притягивающих социальных факторов. Кроме того, они и сами становятся следствием социального неблагополучия. Меры социальной политики выступают на первый план при оказании государственной поддержки тем категориям мигрантов, которые переезжают на новое постоянное или временное место жительства под воздействием преимущественно выталкивающих факторов в экстренном порядке.

2. Демографической политикой. Являясь важной составляющей демографического процесса, миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию. В одних случаях они способствуют снижению «демографического давления», в других позволяют компенсировать естественные потери населения. Миграция населения способна привести к существенным изменениям в половозрастной структуре населения отдельных регионов страны. Миграционная политика выступает как важный компонент демографической политики.

3. Геополитикой, т.к. выступает мощным рычагом к перераспределению населения по территории страны. Численность населения отдельных регионов, его национальный и конфессиональный состав во все времена являлись либо средством, либо объектом экспансии. Кроме того, применительно к политике в области внешней миграции, необходимо учитывать двусторонние отношения с разными государствами, наличие партнерских и союзнических отношений с ними.

4. Национальной политикой. В связи с тем, что одной из важнейших групп факторов субъективного, психологического характера, воздействующих на миграционные процессы, является сложившийся жизненный стереотип, или жизненный стандарт, зависящий в первую очередь от этнических особенностей и обычаев, миграция населения находится в тесной связи с этническими процессами.

Наиболее тесная взаимозависимость и взаимосвязь существует, как уже отмечалось, между миграционными и экономическими процессами, а следовательно, между миграционной и экономической политикой. Экономическая политика определяет необходимые региону население и трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях.

В Государственной миграционной программе на 2001–2005 гг. главной целью развития миграционных процессов обозначена «эффективная реализация миграционного законодательства, а также исполнение обязательств, принятых Беларусью в рамках соответствующих международных договоров и соглашений». В связи с этим основными задачами государственной миграционной политики являются:

· соблюдение государственных интересов при реализации мероприятий по регулированию миграционных процессов;

· создание эффективной системы иммиграционного контроля;

· защита законных прав мигрантов;

· создание условий для успешной адаптации и интеграции репатриантов и беженцев.

Регулирование миграции населения в Беларуси основывается на следующих принципах:

1) обеспечения закрепленных в Конституции Республики Беларусь прав человека на свободный выбор мест проживания, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда и въезда, свободу передвижения;

2) недопустимости какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или иным обстоятельствам;

3) обеспечения соответствия миграционного законодательства Беларуси международным нормам, конвенциям и рекомендациям с учетом современного социально-экономического положения республики, ее исторического прошлого и перспектив развития;

4) упреждения стихийных и неупорядоченных процессов как внутри страны, так и за ее пределами на основе выработки социально-экономических стимулов, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков;

5) участия соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции.

По форме участия государства в регулировании миграционных процессов можно выделить следующие методы: законодательные, социально-экономические и организационные методы.

Законодательное регулирование миграции включает регламентацию отношений между субъектами миграции и органами государственного управления. Законодательное регулирование основано, прежде всего, на Конституции Республики Беларусь, которая юридически закрепляет право граждан на выбор места жительства и профессии. Основными нормативно-правовыми актами по регулированию миграционных процессов выступают законы Республики Беларусь “О гражданстве” (1991), “Об иммиграции” (1993), “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь” (1993), “О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь” (1993), “О занятости населения Республики Беларусь” (1991), “О беженцах” (1995), “О внешней трудовой миграции” (1998), Положение Министерства труда и социальной защиты о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан республики за границей (1998), а также межправительственные соглашения между Республики Беларусь и другими странами, регулирующие вопросы внешней трудовой миграции.

Читайте также:  Особенности получения российского гражданства жителями Белоруссии в 2020 году

Экономическое регулирование миграционных процессов реализуется через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюджетного финансирования, инвестиционной политики, системы оплаты труда, жилищного строительства, создания в трудонедостаточных районах социальной и технической инфраструктуры, лучших бытовых условий. Все это является действенным фактором, влияющим на принятие решения о миграции. Направленность такого регулирования определяется главным образом сложившейся конкретной миграционной ситуацией, необходимостью решения сложившихся в республике узловых социально-экономических и демографических проблем.

В современной практике регулирования миграционных процессов экономические методы предусматривают взимание (освобождение от взимания) различных сборов и пошлин (например, за регистрацию по месту пребывания, за право привлечения иностранной рабочей силы, иногородних специалистов и др.), их снижение (или повышение) в зависимости от складывающихся условий; регулирование стоимости жилья, взимание залоговых сумм (например, на приобретение обратного билета для иностранных работников по окончании срока действия права на трудовую деятельность), применение штрафных санкций за нарушение установленного миграционного порядка, а также воздействие на рыночную конъюнктуру (уровень оплаты труда, стоимость потребительской корзины, включая цены на покупку (аренду) жилья).

Организационные методы включают мониторинг, анализ и учет миграционных процессов, информационное обеспечение органов государственного управления, осуществляющих реализацию мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера в сфере миграции населения; международное сотрудничество, а также разработку национальных программ по развитию миграционных процессов, в которых обосновываются концептуальные положения миграционной политики, определяются стратегические и тактические цели регулирования миграционных процессов, выбираются на различных этапах развития экономики национальные приоритеты и т.д.

В системе государственного регулирования миграционных процессов каждому миграционному потоку присущ свой инструментарий. Ключевой формой регулирования процессов внешней миграцииявляется организация системы иммиграционного контроля. Цель введения иммиграционного контроля – регулирование притоков иммигрантов, прибывающих в страну или уже находящихся в ней.Иммиграционный контроль – это деятельность, направленная на регулирование иммиграции, обеспечение защиты законных прав мигрантов и соблюдение интересов Республики Беларусь; а также комплекс мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию государства путем определения правового положения и целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или собирающихся прибыть в Беларусь, или находящихся на ее территории. Основными направлениями механизмов реализации иммиграционной политики государства являются следующие:

· введение квотирования приема иностранных граждан, желающих получить вид на жительство;

· формирование перечня территорий, предпочтительных для расселения мигрантов, введение системы дифференцированного экономического стимулирования переселения;

· механизм наложения штрафных санкций за нарушение миграционного законодательства, депортация из страны в случаях, предусмотренных законом;

· создание нормативно-правовой базы, регулирующей иммиграционные процессы в стране;

· введение разрешительного порядка на пребывание иностранных граждан в стране, а также ограничений на въезд и транзит лиц, имеющих судимости за тяжкие преступления.

В сфере эмиграционной политики выделяют следующие направления: экономическое стимулирование или нормативно-законодательное ограничение эмиграции, создание условий для реэмиграции и адаптации реэмигрантов на родине. Основными инструментами реализации данной политики являются: бюджетно-налоговая, ценовая и денежно-кредитная политика, квоты, субсидии, пособия, льготы (на постройку и приобретение жилья, открытие собственного бизнеса), разработка программы создания рабочих мест для реэмигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции направлено на согласование интересов всех субъектов, участвующих в этом процессе на разных уровнях: стран-экспортеров рабочей силы, стран-импортеров, непосредственно работодателей, посреднических фирм и самих трудящихся-мигрантов. Среди задач, которые в первую очередь встают перед государством в связи с развитием трудовой миграции, наиболее существенное значение имеют сглаживание отрицательных и максимизация положительных экономических и социальных последствий, к которым приводит отток рабочей силы с национального рынка труда, а также пресечение нелегальной миграции, являющееся важнейшим условием обеспечения социальной защиты трудящихся-мигрантов. Основными инструментами регулирования процессов внешней трудовой миграции являются:

1. Присоединение государства к международным конвенциям по миграции. Закрепление прав трудящихся-мигрантов на уровне национальных законодательств, определяющее политику государства в сфере внешней трудовой миграции, направленной на стимулирование или ограничение миграционных потоков.

2. Заключение двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений между заинтересованными странами. В них оговариваются взаимоприемлемые параметры миграции (квоты и т.д.), условия найма работников, гарантии соблюдения их трудовых и социальных прав, меры по пресечению нелегальной и стимулированию возвратности легальной миграции, ряд специфических обязательств стран.

3. Прямой административный контроль за выездом всех мигрантов или отдельных профессионально-квалификационных групп; может устанавливаться путем ограничений на выдачу заграничных паспортов, введения практики оформления въездных виз, монополии государства на импорт рабочей силы и т.д.

4. Лицензирование деятельности по трудоустройству за рубежом. Данный метод является наиболее универсальным инструментом для решения ряда задач, прежде всего, для регулирования условий найма рабочей силы, пресечения нелегальной миграции, социальной защиты трудящихся-мигрантов.

Из имеющихся в мировой практике подходов к решению проблем интеллектуальной миграции можно выделить две основные концепции государственной политики в этой сфере. Это так называемая концепция «активного регулирования», основная идея которой состоит в принципиальной возможности и целесообразности государственного регулирования интеллектуальной межгосударственной миграции при помощи различных инструментов (правовых, административных, экономических и др.). Данная концепция предполагает активное сочетание внутригосударственных и международных правовых актов, регулирующих, прежде всего, программы возвращения мигрантов. А также концепция «ориентации на перспективу», базирующаяся на положении о том, что проблемы регулирования интеллектуальной миграции могут быть решены только в перспективе и на наднациональном уровне при соблюдении интересов личности и государства – страны происхождения эмигранта. Это означает разработку таких международных правовых норм и законодательных положений, которые не противоречат общепринятым государственным нормам.

Механизм государственной политики в отношении вынужденных мигрантов включает, прежде всего, иммиграционный контроль, оказание экстремальной помощи, содействие временному обустройству и так называемые долгосрочные решения, среди которых – поселение на постоянное место жительства и интеграция, возможное дальнейшее переселение, добровольная репатриация.

Система мер по борьбе с незаконной иммиграциейвключает следующие основные направления: создание эффективной системы иммиграционного контроля, повышение технической оснащенности пограничных служб; ужесточение требований к транспортным перевозчикам; ужесточение штрафных санкций за нелегальную иммиграцию, незаконную занятость и контрабандную переправку мигрантов; организация депортации нелегалов; регулирование статуса иммигрантов; проведение информационных кампаний, осуществление программ легализации для незаконных мигрантов.

Важнейшей целью государственного регулирования внутренних миграционных перемещений считается обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. Это означает, что уровень и условия жизни в отдельных регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавался опасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах. Регулирование внутренней миграции осуществляется, как правило, косвенными методами, связанными, прежде всего, с развитием и территориальным размещением сети специальных учебных заведений, подготавливающих квалифицированные кадры для села; упорядочиванием условий приема, обустройства и распределения выпускников данных учебных заведений; организацией сравнительных условий труда и быта, дальнейшего профессионального продвижения Особое внимание уделяется ситуации на рынке труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры.

Рекомендуемая литература

1. Артюхин М.И. Интеллектуальная миграция как объект государственного регулирования // Социология. 2000. № 2. С. 46-52.

2. Масленкова Е.В. Внешняя миграция Беларуси: проблемы и тенденции // Белорусский банковский бюллетень. 2002. № 43. С. 45-54.

3. Тихонова Л.Е. Регулирование демографических процессов в Беларуси. Мн., 2002.

4. Шахотько Л.П. Миграция населения Беларуси // Миграционная ситуация в странах СНГ / Под ред. Ж.А. Зайончковской. М., 1999. С. 91-112.

Вопросы для повторения:

1. Дайте определение термина «миграция населения».

2. Каковы основные функции миграции?

3. Назовите основные внешние и внутренние миграционные потоки в РБ.

4. Перечислите основные страны выезда белорусских граждан на постоянное место жительства за рубеж.

5. Каковы основные преимущества и недостатки трудовой миграции для отдающих и принимающих стран?

6. Что является целями и задачами миграционной политики в Беларуси?

7. Какими законодательными актами регламентируются миграционные процессы в Беларуси?

8. Какие основные приоритеты в сфере миграционной политики на современном этапе вы знаете?

Миграционные процессы Беларуси и России

Среди стран постсоветского пространства особое место занимает Белоруссия. Эта страна издавна привлекает туристов со всего мира, многие даже решают переехать на ПМЖ в Беларусь. Небольшое европейское государство с прекрасным климатом, выгодными экономическими перспективами, высоким уровнем социального развития является отличным фундаментом для начала новой жизни. Россиян сюда привлекает, помимо основных преимуществ, также схожесть менталитетов, отсутствие языкового барьера и простота иммиграционных процессов, т. к. власти РБ и России тесно сотрудничают на протяжении многих десятков лет.

Как осуществляется переезд в страны ближнего зарубежья, в частности в Белоруссию, по каким правилам здесь выдают гражданство, почему существенная часть населения стремится эмигрировать из страны? Все эти вопросы обязательно возникнут у того, кто хочет поехать и остаться жить в республику Беларусь. Самостоятельно дать исчерпывающий ответ на все эти вопросы будет крайне сложно, т. к. нужно разбираться в миграционных процессах РФ и Белоруссии, знать действующие законы, правила и нововведения в отрасли. Эффективным решением в такой ситуации станет обращение за помощью к опытному юристу.

Специалист знает все аспекты и сможет оценить риски, которыми сопровождается эмиграция из Беларуси, дать эффективные советы тем, кто хочет уехать из страны. Чтобы заручиться профессиональной юридической поддержкой, сегодня не обязательно тратиться на услуги платного адвоката, достаточно иметь выход в сеть. На нашем сайте круглосуточно работают компетентные специалисты, которые всегда найдут индивидуальное решение проблем соискателей, помогут составить надежный алгоритм действий для переезда за границу из России. Юридические консультации в онлайн формате гарантируют экономию личных ресурсов, времени и сил граждан.

Иммиграция в Беларусь и этапы переезда

Россиян довольно часто интересует, по каким правилам осуществляется иммиграция в Республику Беларусь? Гражданам РФ, которые на время приезжают в страну, даже нет необходимости оформлять визу. Между державами заключен договор о создании Союзного государства, на основании которого въезд в Белоруссию для россиян проводится, как по заграничному, так и общегражданскому паспорту. В ситуации, когда иностранец планирует жить и работать в РБ, ему придется побеспокоиться о регистрации въездного разрешения.

Виза выдается в посольстве Республики Беларусь, расположенном в Москве. На процедуру отводится около двух недель. Соискатель должен будет правильно подготовиться и предварительно собрать документы. Очень важно представить подтверждение цели поездки – приглашение от родственников или работодателя, согласие ВУЗа принять иностранца на обучение и т. д. После проверки всех сведений соискателю выдадут белорусскую визу. Отзывы граждан свидетельствуют о том, что срок регистрации документа, обычно, меньше установленного стандарта, и документы будут готовы за неделю.

Иммиграционные процессы в РБ начались после распада СССР. Уехать жить в Белоруссию захотели практически все выходцы из этой страны, которые были расселены в других регионах. Миграция сегодня – основной источник прироста населения в стране.

Приехав в Белоруссию, нужно зарегистрироваться по месту проживания. Россияне имеют некоторые привилегии, им позволено получить прописку в течение месяца после переезда. Затем лицу нужно будет позаботиться о выдаче вида на жительство. Документ оформляется через органы внутренних дел и миграционную службу. Он выдается на два года с правом продления еще на пять лет. Затем иностранец сможет претендовать на получение белорусского гражданства.

Соискателю нужно будет соответствовать ряду установленных критериев и требований, отказаться от первичного подданства и грамотно подготовить документы. Решение о предоставлении статуса принимает лично президент. Процедура может занять от трех до двенадцати месяцев.

Эмиграция из Белоруссии и ее особенности

В то время как многие иностранцы стремятся жить в Белоруссии, граждане этой страны, как показывают отзывы в сети, мечтают о переезда на постоянное проживание за рубеж. Эмигрировать сегодня стремится молодежь. Молодые специалисты, студенты и люди с образованием ищут новые перспективы и пути реализации себя в профессиональной сфере. Каждому хочется получить достойные условия труда и высокую заработную плату, поэтому белорусы изучают отзывы сограждан, которые уже не первый год живут за границей и могут поделиться опытом.

Выбор страны для эмиграции из РБ является личным делом каждого. В основном, он ориентирован на простоту иммиграционной программы и личные предпочтения. В каждой стране существует несколько путей, позволяющих иностранцам обосноваться. Наиболее популярными вариантами для белорусов являются:

  • поступление в ВУЗ;
  • регистрация брака с иностранцем;
  • воссоединение с родственниками, проживающими за рубежом;
  • трудоустройство;
  • инвестиции.


Как показывают отзывы, чаще всего люди используют семейные способы иммиграции. Их преимуществом является то, что при наличии ряда оснований, человек сможет получить вид на жительство или гражданство другой страны по упрощенной процедуре. Всегда к претендентам на гражданство выдвигают список критериев. Они основаны на том, что соискатель обязан быть законопослушным, постоянно проживать в стране, знать и уважать ее законы, традиции, язык и иметь легальный источник заработка.

Мировыми центрами иммиграции давно признаны Америка, Канада, Австралия и новая Зеландия. Именно сюда направляется большинство мигрантов из Белоруссии. Часть из них отдает предпочтение более простому варианту, и решают попытать счастья, не уезжая далеко, на территории соседней России. Также в последнее время востребованным направлениям стали страны Восточной и Западной Европы, т. к. получив гражданство одной из них, человек приобретет статус гражданина ЕС, а вместе с ним огромные привилегии и преимущества.

Ссылка на основную публикацию